Анализ конкурентов интернет-магазина: эффективные методики и инструменты
При разработке стратегии для продвижения интернет-магазина необходимо провести исследование своих прямых конкурентов. Выполнить анализ конкурентов интернет-магазина можно вручную, используя точечный метод, или с помощью автоматических сервисов. Конкурентный анализ позволяет решить сразу несколько задач: определить своих главных конкурентов, оценить методы их работы и построить эффективную стратегию для развития бизнеса в Интернете. Рассмотрим в статье, как найти конкурентов, какие параметры нужно исследовать и что делать с полученными данными, чтобы улучшить позиции своего интернет-магазина в выдаче Гугла и Яндекса.
Как найти конкурентов
Сейчас более 50% выдачи занимают сервисы поисковых систем и платные объявления. Учитывайте только органические результаты поиска, которые формируются с учетом релевантности сайта поисковому запросу.
Начинать сбор информации о конкурентах следует с анализа выдачи поисковиков по целевым запросам своего интернет-магазина. Сделать это можно вручную или с помощью полуавтоматических сервисов, таких как Ahrefs, Keys.so или Serpstat.
Алгоритм действий при поиске конкурентов в Яндексе и Гугле одинаковый:
- Введите в поисковике продвигаемый ВЧ или СЧ запрос. Если вы продвигаете товар в конкретном регионе, укажите его при поиске.
- Проведите исследование первой страницы выдачи, учитывая при этом только органические результаты.
- Выпишите несколько сайтов из ТОПа. При этом маркетплейсы и крупные сетевые магазины, такие как М.Видео или Ашан нужно сразу отсеять, поскольку ваш товар не является для них основным.
Чтобы увидеть реальные позиции конкурентов, а не персонализированную выдачу, перед началом исследования включите режим «Инкогнито» в браузере или VPN.
Поиск конкурентов с помощью Keys.so или других аналогичных сервисов выглядит следующим образом:
- В строке для анализа укажите домен продвигаемого интернет-магазина, поисковую систему и регион.
- В блоке «Органическая выдача» выберите отчет «Все конкуренты сайта» и отфильтруйте результаты, отсеивая нетематические ресурсы.
- Проведите аналогичные действия для другой поисковой системы и выгрузите результаты в таблицу Excel.
Отфильтруйте результаты по видимости и релевантности запроса. Не забудьте удалить агрегаторы и крупные сервисы. Нас интересуют конкуренты, которые отобразились в двух отчетах – Гугла и Яндекса. Выделите 5 конкурентов, которые имеют высокую видимость в поисковых системах и большое количество ключевых запросов. Чем больше объем семантики у конкурентов, тем проще найти все упущенные запросы для продвижения.
Увеличивай продажи вместе с Мокка
Какие параметры анализировать
Популярные сервисы собирают данные с сайтов автоматически, поэтому их результаты нередко отличаются. Для чистоты исследования проверяйте основные показатели вручную. Хорошо работают связки Serpstat+Яндекс и Ahrefs+Google.
Имея перед собой таблицу сайтов конкурентов, приступайте к их детальному анализу. Нет необходимости рассматривать каждый сайт под микроскопом. Чтобы понимать, почему именно эти игроки рынка находятся в ТОПе, достаточно проанализировать их по основным параметрам.
Пузомерки сайта
К пузомеркам относится трафик, ИКС, Trust Flow, Domain Rank и другие характеристики, которые определяют качество ресурса. Чтобы быстро определить параметры сайтов достаточно прогнать их в Serpststat. Полученные данные занесите в отдельную таблицу.
Список SEO параметров для анализа:
- ИКС сайта;
- кол-во страниц в индексе Google и Яндекса;
- объем органического трафика;
- кол-во ключей в ТОПе выдачи;
- кол-во обратных ссылок;
- рейтинг домена.
Чем выше пузомерки исследуемых сайтов, тем лучше их видимость в поисковиках. Отслеживать динамику показателей конкурентов можно с помощью сервиса Topvisor. Он позволяет загрузить до 5 сайтов для анализа мобильной и декстопной выдачи.
Структура и юзабилити
Анализ структуры сайтов-конкурентов позволит определить новые разделы, которые следует добавить на сайт, чтобы сделать его удобным для пользователей. Продуманное юзабилити сайта позволит покупателям за 1-2 клика найти интересующий товар и быстро оформить покупку.
При исследовании структуры и юзабилити конкурентов обратите внимание на:
- Ассортимент и расположение товаров на сайте. Оцените удобство навигации с позиции клиента.
- Описание товаров. Проанализируйте, какие характеристики указаны в карточке, есть ли фотографии и видеопрезентация товаров.
- Блок «Вас может заинтересовать». Блок, в котором отображаются рекомендуемые или просмотренные ранее товары, улучшает юзабилити ресурса и охватывает низкочастотные запросы.
- Форму для оформления заказов. Проверьте, насколько удобно оформлять покупки на сайте.
- Поддержку клиентов. Компании, которые заняли лидирующие позиции в своей нише, имеют хорошую службу поддержки. Консультанты в онлайн-чате, мессенджере или по обратному звонку мгновенно реагируют на запросы клиентов и помогают решать их проблемы.
- Присутствие компании в соцсетях. Исследуйте активность компании в социальных сетях и количество участников в группах.
Грамотный анализ юзабилити-конкурентов позволит устранить серьезные недочеты в своем интернет-магазине, улучшить его структуру и добавить новые группы товаров. Чтобы удержать на сайте целевую аудиторию, продумайте навигацию. С её помощью можно превратить случайных посетителей в новых клиентов.
Контент
Контент – один из главных маркетинговых инструментов для продвижения сайта. Его качество влияет на ранжирование ресурса, поэтому при исследовании контента конкурентов учитывайте не только информационные статьи, но и метатеги, карточки товаров, заголовки, описание разделов.
Анализируя контент конкурентов, обратите внимание на:
- Тексты. Исследуйте объем и качество текстов на главной странице, в рубриках и подразделах. Оцените его информативность и пользу для клиентов интернет-магазина.
- Ключевые слова. Изучите и выпишите в отдельную таблицу ключевые запросы, по которым продвигаются конкуренты. Это поможет в сборе запросов для расширения семантического ядра.
- Заголовки и теги. Желательно исследовать заголовки и метатеги на всех страницах сайта. Если такой возможности нет, проанализируйте заголовки H1-H3 и Description на главной странице проекта и на продающих страницах, которые попали в ТОП.
- Карточки товаров. Проанализируйте описания товаров, отзывы, цены, наличие фото- и видеоконтента.
- Информационный раздел. Исследуйте информационный раздел сайта, в котором интернет-магазин публикует статьи, новости или делится полезными советами с читателями.
При исследовании контента учитывайте периодичность публикации текстов, их уникальность и методы оптимизации. При желании расширить семантику под коммерческие запросы начните вести блог. С его помощью можно привлечь трафик на сайт по информационным запросам и повысить лояльность клиентов к компании.
Технические параметры
Анализ технической оптимизации интернет-магазинов – одна из самых важных задач. Справиться с работой можно самостоятельно или за счет привлечения опытных специалистов. При самостоятельном исследовании используйте бесплатный сервис PR-CY.
С его помощью можно проверить:
- возраст сайта;
- наличие защищенного протокола;
- скорость загрузки страниц;
- микроразметку;
- мобильную версию сайта.
Среди прочих важных параметров исследуйте карту сайта, файл robots.txt, наличие турбо-страниц, перелинковку карточек товаров и подразделов, оптимизацию изображений. С помощью Serpststat исследуйте ссылочный профиль конкурента, уделив внимание количеству ссылок и качеству сайтов-доноров.
Подключай Мокка и продавай больше
Инструменты для внешнего продвижения
Чтобы оценить методы внешнего продвижения конкурентов, изучите их карточки на маркетплейсах, картографических сервисах, отзовиках и агрегаторах.
Инструменты для внешнего продвижения:
- SMM. Исследуйте присутствие конкурентов в соцсетях. Посмотрите, сколько у них подписчиков, какой контент размещен в группах, как они работают с аудиторией.
- Размещение сайта на популярных сервисах. Улучшить видимость своего ресурса можно благодаря размещению сайта в Google.Maps, 2GIS, Яндекс.Картах, Flamp и в других справочниках. Проанализируйте методы взаимодействия сайтов-конкурентов с площадками и оцените их работу с отзывами.
- Мониторинг репутации конкурентов позволит избежать распространенных ошибок и создать положительное мнение в Интернете о своем бизнесе.
Проверьте, присутствуют ли ваши конкуренты на маркетплейсах, работают ли они с объявлениями на Авито. Сотрудничество с Яндекс.Маркетом или Вайлдберис позволяет привлечь внимание новых клиентов и расширить географию продаж.
Что делать с собранной информацией
Все важные параметры конкурентов собраны и занесены в таблицы. Что делать дальше? Приступайте к анализу собранных данных, а именно:
- Исследуйте ассортимент интернет-магазинов и качество продукции. Учитывайте, какую долю рынка удалось захватить вашим соперникам, какие методы компания использует для распространения товаров, сотрудничает ли она с оптовыми клиентами или реализует продукцию исключительно в розницу.
- Изучите стратегии продаж конкурентов и сравните их результаты. Оцените количество и географию филиалов, подумайте, какие преимущества они дают.
- Оцените принципы ценообразования. Просмотрите ценники товаров и подумайте, какую выгоду другие компании предлагают своим клиентам. Частые акции, бесплатная доставка, второй или третий товар в подарок – все это можно реализовать в своем интернет-магазине.
- Проанализируйте вложения в маркетинг. Изучение контент-стратегии, ссылочного профиля и анализ поведения конкурентов на сторонних сервисах помогут выявить новые методы продвижения товаров.
- Оцените уровень вовлеченности клиентов. Самый простой способ измерить её – посмотреть на количество подписчиков в соцсетях.
Изучив тонкости работы конкурентов, можно выявить сильные и слабые места в их стратегии. Это поможет заполнить пробелы в действующих методах продвижения, найти свое УТП и захватить долю рынка.
Заключение
Конкурентный аудит следует проводить регулярно. Цель исследования – поиск новых стратегий для продвижения бизнеса. Определите своих прямых конкурентов, изучите принципы ценообразования и маркетинговые инструменты, которые помогают им удерживать лидирующие позиции в своей нише. Исследуйте преимущества каждой компании и методы работы с клиентами. Сравнительный анализ позволит выявить ключевые параметры конкурентов, сравнить их со своими показателями и разработать новую тактику для привлечения клиентов.
Мокка позволяет совершать покупки в любимых магазинах с оплатой частями по удобному графику, без первоначального взноса за покупку. У Мокка более 7500 магазинов партнеров, среди них: Lamoda, Детский мир, Ozon, Wildberries, 585, М.Видео и другие. Мокка — это более 15 млн клиентов, и их количество постоянно растет.
Преимущества Мокка для партнеров: увеличение среднего чека в 2-3 раза; рост конверсии в продажи на 25%; сокращение количества брошенных корзин. За дополнительной информацией и подключением к сервису переходите в раздел для партнеров!