Как найти точку безубыточности: стратегии для уверенного бизнеса
Запустить бизнес — мечта современного человека, который хочет обрести независимость и не работать на других. Для старта достаточно собрать некую сумму и найти идею. Однако на деле оказывается, что удержать на плаву запущенный бизнес гораздо труднее. Мечты о большой прибыли разрушают ежемесячные убытки, от которых нельзя избавиться на самом старте. Достаточно включить в свой бизнес-план понятие «точка безубыточности», чтобы стабилизировать процессы и наконец-то сделать бизнес рентабельным. В обзоре расскажем. как рассчитать точку безубыточности и правильно использовать её в своей деятельности.
Что такое точка безубыточности?
Если вы не задумывались о существовании точки безубыточности, то стоит учесть, что это понятие важно как для новичков, так и для действующего зрелого бизнеса. Анализ точки безубыточности становится для предпринимателей основой управленческих решений (наряду с бизнес-планом, стартовым капиталом и анализом конкурентов). Явление помогает вывести работу в зелёный сектор и не уйти в минус. Одна из важных целей бизнеса — достижение безубыточности. При такой ситуации доходы равны расходам (они как бы нивелируют друг друга) и бизнес выходит в ноль.
Точка безубыточности подсказывает, сколько продукции нужно произвести и сколько продать, чтобы уравнять расходы с доходами. Показатель необходим, чтобы понять масштаб деятельности предприятия, при котором бизнес станет рентабельным.
Данный термин в экономике понимается как объём реализованных товаров и услуг в определённом периоде, который позволил бы компенсировать все затраты за тот же период. Определиться придётся не только с ценой, но и с возможным размером скидки, изменить оплату труда, поставщиков и другие важные параметры. Иногда точку безубыточности называют критической точкой продаж, нулевой точкой, нулём бизнеса или ценой безубыточности. Получение налички в кассу — далеко не единственный вариант использования.
Расчёт точки безубыточности интересует представителей бизнес-инкубаторов, чиновников и кредиторов. То есть всех тех, кто будет помогать с развитием бизнеса или инвестировать в него. Подобное планирование также полезно для всех направлений бизнеса: от закупок до премирования сотрудников. Представим график с двумя линиями: общих доходов и расходов. Область до точки пересечения будет убыточной, а после точки схождения этих двух линий появится область прибыли. Дополнительно оценим плюсы и минусы точки безубыточности.
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
Сразу можно вычислить количество товара, которое необходимо продать. Также легко оценить влияние издержек на бизнес | Трудно оценить влияние дополнительных маркетинговых инструментов вроде акций и промокодов |
Можно запросто спрогнозировать прибыльность предприятия и скорость его роста. Эти данные можно использовать при масштабировании и создании бизнес-плана | Непросто применять, если у вас огромный ассортимент, сложная структура бизнеса |
Изменив один или несколько показателей, вы поймёте, как добиться прогресса в продажах | Нельзя заложить неучтённые факторы вроде кризисов, изменений курсов валют и скачков цен на сырьё |
В каких случаях нужна точка безубыточности?
Основная задача экономического инструмента — рассчитать срок окупаемости нового проекта и определить стоимость товарных позиций. Но существуют и другие не менее важные цели:
- определение количества продаж в периоде — сколько нужно продавать за месяц, квартал или год, чтобы обеспечить безубыточность;
- цена продажи с учётом размера возможной скидки, например, для запуска акции или сезонной распродажи, точка безубыточности подскажет минимальный прайс;
- полноценное выполнение бизнес-плана, целевой объём продаж для достижения желаемой прибыли;
- окупаемость проекта — вы узнаете, через какое время будет пройдена точка безубыточности и доходы наконец-то превысят расходы;
- есть ли запас прочности у бизнеса — вы легко можете определить, насколько далеко вы ушли от уровня безубыточности, сколько компания проживет в кризисные времена на имеющиеся сбережения.
Такие возможности инструмента могут быть сопряжены с реальными ситуациями. К примеру, просчитать точку безубыточности рекомендуется в следующих случаях:
- планирование нового бизнеса, открытие дополнительного направления, разработка франшизы;
- точка безубыточности как один из пунктов отчета, связанного с анализом эффективности бизнеса или его корректировкой;
- запуск инвестиционного этапа, вывод бизнеса из кризиса;
- продажа бизнеса или как экспресс-метод оценки при покупке предприятия.
Увеличивай продажи вместе с Мокка
Формулы для расчета точки безубыточности
Для калькуляции точки безубыточности вам понадобятся несколько простых показателей:
- Размер выручки.
- Постоянные затраты бизнеса.
- Переменные затраты бизнеса.
- Прайс на товары или услуги.
Чтобы понять, что показывает точка безубыточности, необходимо раскрыть основные компоненты формулы. Под выручкой понимаются все средства, заработанные бизнесом на продаже собственных товаров или услуг. Для её калькуляции необходимо помножить ценник на товар или услугу на объем продаж с учетом конкретно взятого периода. Вполне разумно, что под ценой товара будет пониматься сумма, которую получает компания от реализации одной позиции.
Под постоянными затратами понимаются траты, не связанные напрямую с объемами производства. К примеру, это зарплаты рабочим и премии, налоги, расходы на аренду и обслуживание здания, кредитные платежи. Переменные затраты — это расходы, связанные с процессом производства. Например, расходы на сырьё и материалы, доставку и логистику, консультации от сторонних экспертов. Чем выше объём выпуска продукции, тем больше переменные затраты.
Эти переменные могут работать сразу в двух формулах. Точка безубыточности подсчитывается как в денежных единицах, так и в натуральном измерении. Под последним понимается количество товарных позиций или услуг (шутки, килограммы, число сделок). В натуральном измерении точка безубыточности рассчитывается предприятиями, которые производят лишь одну позицию. Благодаря полученной цифре они поймут, сколько им нужно продать, чтобы покрыть затраты. Вот формула для калькуляции:
Точка безубыточности в натуральном выражении = (Постоянные затраты) / (Цена за единицу товара или услугу – Переменные затраты на единицу)
Формула для расчета точки безубыточности в денежном эквиваленте необходима, если бизнес производит несколько позиций. В таком случае необходимо понять итоговую сумму продаж, поступающую от сделок со всеми товарными позициями. Ниже представлена формула:
Точка безубыточности в денежном выражении = Постоянные затраты / (Выручка − Переменные затраты) ∗ Выручка
Альтернативная формула в денежном выражении = Постоянные затраты / Маржинальность
Далее необходимо опробовать формулы подсчёта на реальных примерах.
Примеры расчёта точки безубыточности
Для начала стоит выбрать период расчёта. Ради наглядности стоит взять один календарный месяц. Существует некая фабрика, которая открылась совершенно недавно и начала свою работу с выпуска единственной позиции — деревянной детской игрушки. На ранних этапах постоянные затраты составляли 240 тысяч рублей ежемесячно. Себестоимость производства одной игрушки составляла 3000 рублей — это переменные расходы. Торговые сети приобретали игрушку у фабрики по 4000 рублей — это цена товара.
На выходе мы получим следующие показатели точки безубыточности:
- В натуральном выражении: 240000 / (4000 – 3000) = 240. Чтобы выйти в ноль, необходимо реализовать 240 игрушек за один месяц.
- В денежном выражении: 240000 / 25% = 960 000. Чтобы бизнес вышел на самоокупаемость, необходимо продавать игрушек на 960 000 рублей в месяц. Исходя из этой цифры, можно установить стоимость для товарной позиции.
Подключай Мокка и продавай больше
Анализ точки безубыточности
Уже рассчитали точку безубыточности для своего бизнеса? Отлично! Но что же делать дальше? Следуйте трём простым правилам.
Первый шаг. Выясните, сколько дней в месяце вы работаете только ради покрытия расходов. Это максимально эффективный метод для оценки состояния бизнеса и его рентабельности. Если точка безубыточности достигается через 15 дней, то это невероятно хороший показатель. Если практически весь месяц уходит на покрытие расходов, то вскоре компания может уйти в минус.
Пример: «Компания по производству профнастила достигает точки безубыточности на 25-й день внутри одного месяца. Это означает, что 25 дней тратятся на покрытие расходов, и лишь 6 дней компания зарабатывает реальные деньги. Если случится форс-мажор в виде транспортного коллапса или задержки поставок сырья, то компания уйдёт в минус».
Такое нередко происходит с бизнесом, например, во время пандемии или зимних каникул. Показатель поможет прокачать бизнес, увеличив число «прибыльных» дней.
Второй шаг. Оценить переменные и постоянные затраты. Огромные постоянные затраты делают бизнес неустойчивым и неповоротливым, поскольку львиная доля ресурсов тратится лишь на обслуживание его существования. Во время кризиса рекомендуется снижать постоянные затраты, наращивая переменные, которые неразрывно связаны с объёмом выпуска продукции. Исходя из формул, вы сможете оценить соотношение между переменными и постоянными затратами, корректируя их в зависимости от ситуации.
Третий шаг. Непрерывный анализ цен. Иногда проблема заключена в самой цене — она может быть заниженной или слишком высокой. Тогда стоит подключить к работе маркетологов, оценить состояние рынка и изучить предложения конкурентов. Вы всегда будете знать минимальный прайс, который отражает рентабельность выпуска.
Подводя итоги
Математическая модель точки безубыточности помогает определить минимально допустимую отметку продаж и выпуска продукции для конкретного бизнеса. Данная модель хороша как для крупных компаний с устойчивым рынком сбыта, так и для новичков, которые желают проверить свои силы. Одна из важных возможностей точки безубыточности — это определение своей зоны безопасности. Чем дальше компания от критического уровня, при котором прибыль равна нулю, тем устойчивее её положение. Следуйте простым правилам, чтобы зарабатывать деньги и оставаться на плаву даже во время серьёзных штормов.
Мокка позволяет совершать покупки в любимых магазинах с оплатой частями по удобному графику, без первоначального взноса за покупку. У Мокка более 7500 магазинов партнеров, среди них: Lamoda, Детский мир, Ozon, Wildberries, 585, М.Видео и другие. Мокка — это более 15 млн клиентов, и их количество постоянно растет.
Преимущества Мокка для партнеров: увеличение среднего чека в 2-3 раза; рост конверсии в продажи на 25%; сокращение количества брошенных корзин. За дополнительной информацией и подключением к сервису переходите в раздел для партнеров!