Что такое факторинг: эффективная альтернатива кредитованию бизнеса
Продавец всегда стремится получить оплату за товар или услугу как можно скорее, а покупатель — наоборот, перевести деньги как можно позже, в идеале — уже постфактум, с отсрочкой. Так и работает факторинг: поставщик получает деньги до того, как покупатель с ними расстанется. Ловкость рук и никакого мошенничества — всё дело в наличии финансового посредника. Из статьи вы узнаете, что такое факторинг, как он работает, в чём его преимущества и недостатки, чем он отличается от обычного кредита и когда его используют. Также для наглядности вас ждёт несколько примеров факторинга.
Что такое факторинг и зачем он нужен
Если коротко, факторинг — это продажа товаров и услуг с отсрочкой платежей. Причём оплату проводит третий участник извне, раньше, чем прописано в договоре.
В сделке есть три стороны:
- поставщик (кредитор), который продаёт услугу или товар с отсрочкой платежа;
- покупатель (дебитор), который эту услугу или товар приобретает;
- финансовый агент, фактор (банковская структура, факторинговая компания или микрофинансовая организация), который покрывает дебиторскую задолженность за вознаграждение.
То есть поставщик продаёт товар, как обычно, но покупатель оплачивает его с отсрочкой, которая возможна за счёт финансовой поддержки с третьей стороны. Фактор финансирует уступку прав денежных требований по этой сделке, оплачивая услуги или товары за покупателя заранее.
Взаиморасчёты при факторинге возможны только безналичные — передать деньги наличными, в обход фактора, невозможно.
Как это работает:
- поставщик заключает договор с покупателем о продаже товара или услуги с фиксированной отсрочкой оплаты (этот пункт обязательно должен быть прописан сразу).
- поставщик оказывает услугу или отгружает товар, после чего заключает с факторинговой компанией договор финансирования под уступку денежного требования — передаёт свой договор фактору (после оказания услуги или продажи товара на счету образуется дебиторская задолженность, которую гасит фактор);
- фактор сразу переводит продавцу 70-95% суммы за поставку — вместо покупателя;
- покупатель делает перевод в пользу факторинговой компании в сроки, оговоренные по договору (на реквизиты не продавца, а финансового посредника);
- фактор переводит оставшуюся сумму продавцу (5-30% за вычетом комиссии за свои услуги).
Вот что такое факторинг в упрощённой пошаговой схеме. Алгоритм действий может изменяться в деталях, всё зависит от условий, на которых фактор работает.
Положения о факторинге содержатся в ст. 43 ГК РФ. Под этим словом документ подразумевает комплекс услуг, направленный на погашение задолженности, оказанный финансовым агентом (фактором) за уступку этой задолженности.
Набор дополнительных услуг, входящих в этот комплекс, варьируется. Основа — это всегда уступка клиентом (продавцом услуги или товара) денежных требований фактору и оплата его услуг. В дополнение, в зависимости от договора, можно выбрать:
- финансовую поддержку, в том числе заём;
- учёт требований продавца к третьим лицам;
- содействие в возвращении долгов клиенту его должниками;
- взыскание долга, курирование процесса, взаимодействие со страховыми компаниями, поручителями и т.д.
В услуги факторинга может входить бухгалтерский учёт, инвентаризация дебиторской задолженности, работа с реестрами должников, страхование и другое.
Зачем нужен факторинг
Посредник-фактор обеспечивает оперативное получение оплаты продавцом за определённую комиссию. И овцы целы, и волки сыты:
- поставщик избегает или существенно сокращает кассовые разрывы и дебиторскую задолженность и спокойно закупает новые товары, выплачивает заработные платы, налоги;
- покупатель выгодно приобретает услуги или товары, даже если на момент подписания договора или заключения сделки свободных денег у него нет.
Конечно, продавец может просто давать отсрочку покупателю, но тогда у него будет копиться дебиторская задолженность, и на текущие нужды свободных средств может просто не хватить. Это грозит необходимостью влезать в кредиты, а иногда и банкротством. А если отказать покупателю в отсрочке, можно потерять выгодного клиента и испортить партнёрские отношения.
Факторинг решает все эти проблемы. Плюс не придётся самостоятельно взыскивать задолженность — этим тоже при необходимости займётся банк (фактор), ведь он не просто выкупает у продавца право требования по договору, но и оказывает финансовую и юридическую поддержку, помогая вернуть долг.
Факторинг — практичное решение для компаний любого масштаба и сферы деятельности, регулярно поставляющих товары и услуги с отсрочкой платежей предприятиям со стабильным оборотом, интернет-магазинам, заводам и торговым сетям. Также он используется в госзакупках.
Виды факторинга
Существует четыре классификации разновидностей факторинга, основанных на распределении рисков, географическом местонахождении участников, открытости сделки и объёме предоставляемых услуг.
По распределению рисков выделяют факторинг:
- С регрессом (ответственность на продавце). Если покупатель не выполнит свои обязательства по оплате в срок, финансовый агент будет требовать возврата средств с продавца. Комиссия низкая, но больше рисков.
- Без регресса (ответственность по погашению дебиторской задолженности со всеми рисками лежит на покупателе, но в конечном итоге на самом факторе). Если покупатель не оплачивает счёт или образуется простой, фактор будет разбираться с этими проблемами сам, без претензий к продавцу. Доля этого вида услуги в 2021 году составляла 82%.
- Агентский (реверсивный) — когда договор с фактором заключает не продавец, а сам покупатель. Как правило, это делают дебиторы, сотрудничающие с большим количеством поставщиков. Факторинг позволяет им получить скидки на услуги и товары благодаря предоплате и увеличить отсрочку платежей.
По степени прозрачности факторинг может быть:
- Открытый — когда покупатель осведомлён о том, что в сделке, кроме него и продавца, участвует фактор. В платёжных документах сразу указывается, что оплачивать дебиторскую задолженность нужно будет фактору, так как права на неё передаются ему.
- Закрытый — когда покупатель не знает об участии в сделке финансового агента. Но продавец всё равно в платёжных документах сразу указывает реквизиты фактора, а не свои.
По географическому признаку факторинг бывает:
- Внутренним (когда все три стороны-участницы находятся в пределах одного государства).
- Международным, когда участники находятся в разных странах.
По объёму услуги факторинг может быть:
- Полным — когда финансовый агент выполняет полный цикл работ по обслуживанию сделки на всех этапах.
- Частичным — когда факторинг выполняется на разных этапах сделки, но по отдельным договорам на каждый из них.
Увеличивай продажи вместе с Мокка
Отличия факторинга от кредита
Многие, слыша слово «факторинг», часто думают, что это какой-то вид кредита. Да, и то, и другое — финансовые услуги, которые помогают продавцу избежать кассового разрыва, но они в корне отличаются друг от друга. Итак, в чём отличие факторинга от кредита?
Залог. Залогом при факторинге выступает будущая выручка продавца, то есть дополнительных гарантий не требуется. При выдаче кредита банк зачастую настаивает на поручительстве или требует предоставить в качестве залога имущество, что проблематичнее для предпринимателя.
Структура баланса и отчётность. Кредит всегда отображается в структуре баланса компании, а факторинг — нет.
Защищённость. Кредиты в целом несут больше рисков, чем факторинг, так как договор факторинга при грамотном оформлении позволяет свести риски дебитора к минимуму (например, при факторинге без регресса все риски несёт кредитор).
Свобода действий. Кредитор распоряжается полученными средствами на своё усмотрение, согласовывать действия с ними с фактором не нужно. В случае с кредитами такой свободы зачастую нет.
Лимиты. Ещё одно важное отличие факторинга от кредита заключается в том, что кредит всегда выдаётся строго на оговоренную сумму, то есть больше получить не удастся, а в случае с факторингом она может увеличиваться.
При сопоставимых тратах факторинг может оказаться выгоднее, потому что:
- деньги можно получить без залога и поручителей;
- требования к поставщику зачастую ниже, чем при выдаче кредита;
- залоговое обеспечение со стороны компании, как и кредитная нагрузка, отсутствуют;
- целевое использование средств никто проверять не будет;
- есть возможность полностью переложить бремя возврата денег на плечи покупателя (при сделках без регресса).
В России самым популярным видом факторинга является его вариант без регресса, при котором фактор не может требовать с кредитора возврата средств или компенсации за то, что должник не платит.
Преимущества и недостатки
Факторинг открывает много преимуществ как перед поставщиками, так и перед покупателями, все они связаны с управлением рисками и дополнительными возможностями.
Поставщики:
- получают оперативную оплату, закрывают вопрос с кассовыми разрывами полностью или почти полностью;
- избавляются от риска неоплаты уже отгруженных товаров;
- получают источник стабильного финансирования, причём деньги можно использовать сразу;
- наращивают клиентскую аудиторию благодаря выгодным для покупателей условиям.
Покупатели получают возможность:
- сотрудничать на более комфортных условиях, с выгодной отсрочкой оплаты;
- увеличить объёмы и темпы поставок;
- расширить базу поставщиков и повысить их уровень лояльности;
- предлагать своим клиентам больший ассортимент за счёт большего количества поставщиков;
- повысить обороты и прибыльность бизнеса.
Популярность факторинга среди продавцов и покупателей растёт, и причин этого роста много. Но есть у этого финансового инструмента и ряд недостатков.
Минусы факторинга:
- услугой можно воспользоваться для финансирования поставок, только если в договоре по ним сразу прописана отсрочка платежа;
- возможен только безналичный расчёт (как с фактором, так и между продавцом и покупателем);
- услуга, как правило, дороже кредита из-за более высоких рисков для фактора;
- средства даются на короткий по сравнению с кредитованием срок (обычно до полугода);
- финансовый посредник может отказать в услуге, даже если в аналогичной ситуации банк соглашается выдать кредит (потому что при факторинге агент несёт больше рисков).
Подключай Мокка и продавай больше
Примеры
Преимущества применения факторинга проявляются в самых разных ситуациях.
Пример 1:
Вы торгуете бытовой химией и товарами для дома через маркетплейсы, регулярно отгружаете товары на склады заказчиков, а они постоянно просят вас об отсрочке платежа.
Факторинговые услуги помогут не прогореть на кассовых разрывах.
Пример 2:
Вы работаете с госзакупками, выиграли тендер на долгожданный заказ, но платежи по нему из раза в раз отсрочиваются.
Факторинг поможет получить деньги здесь и сейчас, не влезая в кредиты, и продолжить участие в тендерах.
Пример 3:
Компания продаёт морепродукты и деликатесы торговым сетям, которые оплачивают товары постфактум — уже после реализации. Отсюда отсрочка платежей в несколько недель.
Но для закупок компании нужны живые деньги здесь и сейчас, и факторинг решает эту проблему. Для этого не придётся ничего закладывать — достаточно просто заключить со своими заказчиками договор с фиксированной отсрочкой платежа и обратиться в факторинговую компанию. Фактор сразу переведёт компании до 90% суммы, остаток — уже после оплаты тороговыми сетями. В результате и покупатели довольны, и продавец.
Заключение
Факторинг — выгодная, практичная альтернатива кредиту. Для него не требуется поручительство и обеспечение, деньги можно получить сразу, риски минимальны. При грамотном подходе это эффективный финансовый инструмент, выгодный для покупателей и продавцов.
Мокка позволяет совершать покупки в любимых магазинах с оплатой частями по удобному графику, без первоначального взноса за покупку. У Мокка более 7500 магазинов партнеров, среди них: Lamoda, Детский мир, Ozon, Wildberries, 585, М.Видео и другие. Мокка — это более 15 млн клиентов, и их количество постоянно растет.
Преимущества Мокка для партнеров: увеличение среднего чека в 2-3 раза; рост конверсии в продажи на 25%; сокращение количества брошенных корзин. За дополнительной информацией и подключением к сервису переходите в раздел для партнеров!