Как управлять оборотным капиталом: советы для улучшения ликвидности
Размер оборотного капитала — показатель, с помощью которого можно определить текущее финансовое положение предприятия. Если прибыль у бизнеса есть, а денег практически не остаётся, значит, компании нужно решать проблемы с оборотным капиталом. Рассмотрим в статье, что такое оборотный капитал, на основе каких компонентов он формируется, по какой формуле рассчитывается и как им можно управлять.
Что такое оборотный капитал
Оборотный капитал (ОК) — деньги, которые используются компанией для получения прибыли в течение операционного цикла. Чтобы определить текущие средства фирмы, нужно вычислить разницу между имеющимися активами и текущими обязательствами. В отличие от собственного капитала, который характеризует общее финансовое положение бизнеса, оборотный капитал показывает, как обстоят дела у компании в ближайшей перспективе. ОК состоит из активов и обязательств, где активы — это средства, которыми располагает бизнес, а обязательства — всё, что компания задолжала своим клиентам и партнёрам.
Бизнес существует за счёт оборотного капитала. Из этих денег организация закупает сырьё, оплачивает налоги, коммунальные услуги, аренду помещения, логистику и переводит зарплату сотрудникам.
Операционный цикл — понятие, которое включает в себя несколько производственных этапов, начиная с момента закупки сырья и заканчивая днём, когда на счёт компании поступают деньги от реализации продукции. Например, если компания закупила товары 15 июня, распродала их в своём магазине и получила выручку на счёт 10 августа, операционный цикл для бизнеса продлится с 15 июня до 10 августа. Вычислив размер оборотного капитала, можно понять, насколько устойчив бизнес в каждом торговом или производственном цикле.
Подключай Мокка и продавай больше
Компоненты оборотного капитала
Положительный показатель оборотного капитала свидетельствует о краткосрочном финансовом благополучии бизнеса. Отрицательный указывает на неэффективное использование активов, при котором предприятие может столкнуться с кризисом ликвидности.
Чтобы лучше оценить эффективность деятельности фирмы и рассчитать оборотный капитал, нужно разобраться в его непосредственных компонентах. Помимо оборотных активов учитывайте пассивы или краткосрочные обязательства. Рассмотрим их структуру подробнее.
В состав оборотных активов бизнеса входят:
- Деньги — безналичные средства, которые находятся на счетах предприятия.
- Запасы — готовая продукция, сырьё, материалы и товары, которые входят в незавершённое производство или находятся на складах в ожидании перепродажи в торговые точки.
- Дебиторская задолженность — долги клиентов, которые купили товары или воспользовались услугами организации, но деньги еще не поступили на счёт.
В состав краткосрочных обязательств входят:
- Краткосрочные кредиты — займы, оформленные сроком до одного года.
- Кредиторская задолженность — долги перед поставщиками и другим партнёрами, которые уже предоставили свои услуги.
- Текущие краткосрочные обязательства — налоги и штрафы, выплата зарплаты и дивидендов.
Большие показатели оборотного капитала обеспечивают хороший запас прочности при сезонных или кратковременных скачках. Но слишком большие показатели оборотных средств нередко указывают на излишки запасов. Возможно, компания не использует часть собственного капитала на своё развитие.
Как рассчитать оборотный капитал
Хорошие показатели ОК могут сильно отличаться для разных сфер бизнеса. Многое зависит от вида деятельности организации и выбранной бизнес-модели.
ОК компании постоянно меняется, поэтому его показатель зависит от стадии текущего операционного цикла в момент расчета. В рамках финансового анализа деятельности бизнеса расчёт производится в конце отчётного периода.
Для этого используется формула ОК = ОА – КО, в которой
- ОК — весь оборотный капитал,
- ОА — текущие оборотные активы,
- КО — краткосрочные обязательства за текущий период.
После подсчётов данные анализируются, и в зависимости от полученных результатов, оценивается текущее положение бизнеса:
- Полученное значение равно нулю. Если текущие активы фирмы равны её текущим обязательствам, существует риск, что бизнес может нарушить свои краткосрочные долговые обязательства. При таком результате нужно проанализировать основной финансовый фонд и срочно внести коррективы, чтобы предотвратить финансовый крах.
- Показатель с отрицательным значением. Текущие обязательства бизнеса превышают текущие активы, что свидетельствует о несостоятельности компании погасить свои долговые обязательства перед партнёрами.
- Показатель с положительным значением. Самый благоприятный сценарий, при котором активы фирмы выше текущих обязательств. При таких условиях бизнес стабильно работает и развивается.
При положительных показателях собственного оборотного капитала в начале и конце нового операционного цикла, ИП может рассчитывать на предоставление кредита банком.
Виды оборотного капитала
Партнёры всегда оценивают оборотный капитал организации, когда принимают решение о её финансировании. Рассмотрим виды ОК, а также их формулы расчёта.
Чистый оборотный капитал (ЧОК)
Это финансовые средства, которыми бизнес может свободно располагать, не опасаясь попасть в финансовую яму. Для расчёта используется следующая формула:
ЧОК = текущие активы — временные обязательства
ЧОК рассчитывается с целью оценки инвестиций в фонд оборотного капитала. Положительные показатели указывают на ликвидность компании, отрицательные — на высокую вероятность неплатёжеспособности и высокую рентабельность.
Собственный оборотный капитал (СОК)
При расчете СОК используются данные о собственных средствах компании. Привлечённые инвестиции или заёмные деньги не берутся во внимание.
Формула расчета следующая:
СОК = деньги + запасы + дебиторская задолженность — кредиторская задолженность — краткосрочные кредиты
Показатель СОК демонстрирует, удастся ли предприятию рассчитаться по всем обязательствам при продаже оборотных активов. Расчёт СОК позволяет заранее оценить возможные риски при оформлении кредита.
Увеличивай продажи вместе с Мокка
Неденежный оборотный капитал (НОК)
Этот показатель включает дебиторскую задолженность, запасы сырья, готовую продукцию, материалы. С помощью НОК можно рассчитать объём капитала, который бизнес использует для финансирования своей деятельности. Ликвидные денежные активы не берутся во внимание.
Для расчёта используются две формулы:
НОК = дебиторская задолженность + имеющиеся запасы — кредиторская задолженность
НОК = текущие активы без учёта денег — краткосрочные текущие обязательства
Результаты расчёта НОК запрашивают инвесторы, которые раздумывают о возможности финансирования бизнеса.
Эффективное управление оборотным капиталом
Оценить эффективность управления ОК можно на основе коэффициентов оборачиваемости. При оценке коэффициентов установленные нормативы не используются. Для построения реальной картины финансового положения необходимо брать и анализировать данные в динамике, а затем сравнивать их с показателями прошлых периодов. Эксперты по финансам рекомендуют проводить расчёты каждый квартал.
Во время финансового анализа используются коэффициенты оборачиваемости:
- оборотного капитала;
- дебиторской задолженности;
- кредиторской задолженности;
- запасов.
Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала (КООК) демонстрирует, сколько раз компания сумела прокрутить деньги и получить прибыль. Данные берутся за расчетный период. При расчете КООК вырученные средства делятся на средний показатель ОК. Чем больше финансовые средства прокручиваются за определенный период, например, за квартал, тем лучше. Если показатели начали падать, нужно проанализировать все коэффициенты.
Коэффициент оборачиваемости запасов (КОЗ) демонстрирует, сколько раз бизнес способен продать запасы за выбранный период. При расчете КОЗ вырученные средства делятся на усреднённый показатель стоимости запасов. Снижение коэффициента оборачиваемости запасов сигнализирует об увеличении количества продукции на складах. Чтобы увеличить КОЗ, можно продать неликвидную продукцию с хорошей скидкой или вложить средства в закупку ходовых товаров.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (КОДЗ) демонстрирует, насколько часто компания получает неоплаченную выручку. При расчете КОДЗ выручка делится на усреднённый остаток дебиторской задолженности. Чтобы повысить значение КОДЗ, необходимо взыскать с партнёров средства по просроченным платежам или сократить отсрочку при последующей оплате продукции.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (КОКЗ) демонстрирует, сколько раз бизнес успел погасить задолженность за определённый период. Рассчитывается КОКЗ по формуле, в которой выручка делится на усреднённый остаток кредиторской задолженности.
Бизнес-риски при избытке и недостатке оборотного капитала
Избыточный или недостаточный оборотный капитал может спровоцировать дополнительные риски. Хорошо, если у бизнеса оптимальные показатели ОК, но так бывает не всегда. Рассмотрим примеры.
Избыток операционного капитала
Компания решила закупить сырьё, несмотря на имеющиеся складские запасы. Если бизнес не отслеживает запасы товаров и сырья на складе, это влечёт за собой дополнительные затраты на аренду складских площадей и необоснованную покупку новой продукции. При этом старые запасы превращаются в лишний груз. Решение проблемы — своевременная распродажа неликвидной продукции.
Недостаток операционного капитала
Владелец компании изъял финансовые средства из оборотного капитала и не сумел вовремя погасить авансы. Такое случается, если ОК состоит из заёмных средств, предположим, из авансов партнеров. Некоторые из них могут потребовать аванс обратно, и если у бизнеса нет средств на их выплату, ему грозит банкротство. Ошибка предпринимателя заключается в изъятии денег из оборотного капитала вместо того, чтобы взять их из резервного фонда или оформить долгосрочный кредит.
Заключение
Оборотный капитал — средства, которые нужны предприятию для увеличения прибыли за один операционный цикл. Поскольку бизнес находится в постоянном движении, важно периодически отслеживать показатели оборотного капитала, чтобы иметь представление об уровне финансовой стабильности. Чтобы составить полную картину о положении дел компании, следует также проанализировать коэффициенты оборачиваемости. Это позволит оценить перспективу развития бизнеса на ближайшее время или своевременно принять меры для повышения запаса прочности.
Мокка позволяет совершать покупки в любимых магазинах с оплатой частями по удобному графику, без первоначального взноса за покупку. У Мокка более 7500 магазинов партнеров, среди них: Lamoda, Детский мир, Ozon, Wildberries, 585, М.Видео и другие. Мокка — это более 15 млн клиентов, и их количество постоянно растет.
Преимущества Мокка для партнеров: увеличение среднего чека в 2-3 раза; рост конверсии в продажи на 25%; сокращение количества брошенных корзин. За дополнительной информацией и подключением к сервису переходите в раздел для партнеров!