Как правильно посчитать оборачиваемость товара: ускоряем продажи
Для любого магазина важно, чтобы прибыльные товарные позиции были всегда в наличии, а их поставки организованы точно в срок. Поэтому часто в бизнесе пользуются таким термином как оборачиваемость товара. Важный показатель отражает, какое количество раз продукция продавалась за определённый промежуток времени. С помощью оборачиваемости рассчитывают объём закупок, планируют дозаказы, устанавливают скидки на товар. Далее расскажем, как посчитать оборачиваемость товара, чем ключевой показатель отличается от коэффициента оборачиваемости и как проводить анализ скорости реализации товаров в магазине.
Что такое оборачиваемость товара
Оборачиваемость – это ключевой показатель, отражающий скорость реализации товаров в магазине, чем выше её коэффициент, тем меньше времени проходит между закупками товаров и их продажей, тем быстрее бизнес получает прибыль. ОТ помогает компании оценивать качество и эффективность продаж, контролировать запасы на складах, корректировать цены с помощью скидок на позиции, которые плохо продаются.
Рассчитывая коэффициент оборачиваемости, необходимо точно знать, что именно следует анализировать. Например, если у вас в разных магазинах неравномерно продаётся миндальное печенье, тогда логично анализировать оборачиваемость по магазинам. Если же вы планируете сократить ассортимент и хотите решить, какой товар вывести из продажи, то лучше применять анализ оборачиваемости по разным производителям одного товара или брендам.
Оборачиваемость товара может быть низкой и высокой:
- высокая ОТ означает, что продукцию хорошо покупают, а деньги, вложенные в товар, быстро возвращаются и можно закупать следующую партию;
- низкая ОТ означает, что товар продаётся медленно, замораживает денежные активы в складских запасах. Поэтому нет возможности и необходимости закупать новую партию.
Эксперты не могут прийти к единому мнению, какой показатель оборачиваемости считать плохим, а какой – хорошим. Специалисты советуют ориентироваться на 25-90 дней – это высокий показатель для маркетплейсов и онлайн-магазинов. Если ОТ меньше 20 дней, есть риск, что поставщики не успеют доставить новую партию, товар быстро закончится, а потребность в нём останется – для компании это недополученная прибыль. Если оборачиваемость товаров выполняется больше чем за 90 дней, значит, продукцию плохо покупают, она залёживается на складах, и бизнес несёт убытки.
Подключай Мокка и продавай больше
Зачем считать оборачиваемость
Показатель оборачиваемости помогает оценить качество управления запасами, показывает, как скоро реализуемая продукция превращается в деньги.
С помощью оборачиваемости товара можно определить, когда закончится товар, какой оптимальный размер партий лучше закупать у поставщика.
Любой бизнес, который занимается продажами, должен следить за оборачиваемостью товаров, это даёт возможность решить целый комплекс задач, а именно:
- отслеживать эффективность ведения бизнеса – ОТ показывает, насколько быстро реализуется товар, сколько раз в течение года можно заработать на вложенную в производство или закупки сумму, не «замораживаются» ли деньги, необходимые для развития бизнеса, в неликвидном товаре;
- вовремя производить или закупать товары – ОТ помогает рассчитать, к какому сроку закончатся запасы, а также вовремя производить или закупать изделия определённого цвета и формы. На складах не будет профицита, клиенты всегда могут купить нужный товар;
- выводить непродаваемую продукцию из оборота – на складах могут быть товарные позиции, которые имеют низкую оборачиваемость, долго продаются, постоянно залёживаются. Такая продукция называется неликвидной: она занимает место в складских помещениях, «замораживает» деньги, продавец не может приобрести новую партию товаров и разместить её на складе, вынужден отказаться от закупок и оплачивать аренду новых складских помещений для хранения;
- планировать поставки – показатель оборачиваемости помогает понять, какое количество товаров необходимо доставить на склад, чтобы продукция не залёживалась, а запасов хватило до следующих поставок. Это особенно важно для продавцов, торгующих по FBO, и хранящих продукцию на складах маркетплейсов. Площадки рассматривают товар, который долго не продаётся, как помеху для продажи более ходовых позиций: им выгоднее хранить товары, которые пользуются спросом, быстро продаются, чем забивать склад неликвидом.
Например, у одного продавца заказали за месяц на маркетплейсе 50 пар обуви, а вернули 32. Получается, что продали всего 18 пар обуви. У другого продавца за месяц заказали 100 пар обуви, а вернули всего 15. В итоге магазин продал 85 изделий. С такими продавцами площадки сотрудничают охотнее, потому что они привлекают платежеспособных клиентов, приносят прибыль.
Показатель оборачиваемости имеет первостепенное значение для товаров с небольшим сроком годности, это натуральные косметические средства, цветы, лекарственные препараты, продукты питания. Например, если срок годности сливочного масла 120 суток, а оборачиваемость – 250 дней, то продукт испортится раньше, чем магазин сможет его продать.
Понятия для определения оборачиваемости
Чтобы рассчитать ОТ, нам понадобятся такие понятия как:
- ТМЗ (товарно-материальные запасы) – это продукция, предназначенная для продажи, она уже есть в наличии в магазине или на складах;
- СрТЗ (средний товарный запас) – средняя стоимость всех товаров на начало и конец анализируемого периода, чтобы рассчитать СрТЗ, необходимую сумму на конец периода, сложить с суммой на начало периода и разделить на два;
- ТЗ (товарный запас) – количество продукции для продажи в денежном эквиваленте;
- ОбП (объём продаж) – сумма, которую бизнес получил от продаж за определённый промежуток времени, рассчитывается в ценах себестоимости;
- (Д) срок – количество дней (недель, месяцев), за которые считают ОТ.
Формулы для расчёта
Для определения оборачиваемости применяют следующие формулы:
- ОТ = (Д/ОбП) х СрТЗ – показывает, за сколько дней оборачивается запас приобретённой продукции.
- ОТ = ОбП/СрЗТ – показывает, сколько раз за определённый промежуток времени оборачивается товар
Например, средняя стоимость товарных запасов – 20 000 руб., отчётный период – 30 дней, сумма продаж – 400 000 руб.,
ОТ = 20 000 × 30 ÷ 400 000 = 1,5. Данный показатель обозначает, что товар закупается и продаётся в среднем 1,5 раза в месяц.
Рассчитывая оборачиваемость товара, лучше исключить дни, когда выполнялось обнуление продукции на складах.
Также надо внимательно подходить к расчётам в ситуации, когда был получен крупный заказ: например, выигран тендер на поставку игрушек для детских садов района. Данный товар в расчёт брать не стоит, так как он был продан условно заранее – физически он находится на складе, однако на самом деле, компания точно знает, кто и когда его заберёт.
Какие критерии влияют на показатель оборачиваемости
ОТ зависит от следующих факторов:
- ценообразование: если стоимость товара слишком высокая, покупать его будут реже;
- сезонность: летом не будут покупать ёлочные украшения, а зимой – купальники и крем для загара;
- качество товара: если изделия низкого качества, то от них чаще отказываются, ставят низкие оценки, оставляют негативные отзывы. Чем меньше рейтинг у товара, тем ниже расположена карточка в каталоге маркетплейса и поисковой выдаче;
- деятельность конкурентов: если другие магазины снижают цены на товары, то клиенты могут перейти к ним;
- нет спроса: например, вещь в данном сезоне не пользуется популярностью, поэтому покупатели её заказывают редко.
Увеличивай продажи вместе с Мокка
Как повысить оборачиваемость
Этот показатель в интернет-магазине можно повысить с помощью эффективных способов.
- Отрегулировать запасы продукции – возможно, магазин закупает много товаров, которые не успевают продаваться. Необходимо планировать поставки, ориентироваться на средний коэффициент оборачиваемости и не доставлять товары раньше, чем их продадут. Например, если изделия раскупают в среднем за 60 дней, то лучше заказывать продукцию на склад именно к этому сроку.
- Грамотно распределить товарные позиции по складам – бывает такое, что продукцию хорошо покупают, но оборачиваемость остается низкой. Проблема может быть из-за неправильного распределения товаров по складам. Если у вас интернет-магазин, необходимо проанализировать статистику по продажам. Иногда с одного склада изделия раскупают хорошо, а с другого – отсутствуют заказы. Следует оценить, где продукция более востребована, и пересмотреть распределение, например, постепенно вывести товарные позиции с непопулярного склада и увеличить поставки на востребованный склад.
- Проанализировать товар – низкий коэффициент оборачиваемости может означать, что с изделием что-то не так: например, высокая стоимость, непопулярная расцветка. В данном случае поможет оценка рынка и конкурентов: специалисты советуют следить за модными тенденциями, анализировать, что продают другие магазины, какие у них цены. Можно организовать опрос среди клиентов, например, в соцсетях и узнать, что именно им не нравится в данном товаре.
Необходимо обратить особое внимание на упаковку изделий. Возможно, стоит надёжнее упаковать хрупкий товар, чтобы он не повредился во время доставки, и было меньшее число возвратов. Если товар приобретается в качестве подарка, то можно сделать яркую упаковку.
- Улучшить карточку товара – проверьте карточку и поработайте над её усовершенствованием: поменяйте фотографии и инфографику, добавьте видео или скорректируйте описание.
- Избавиться от неликвида – например, можно организовать распродажу или попробовать реализовать такой товар с большой скидкой. Если не удаётся распродать продукцию, то можно продать неликвидную продукцию в нагрузку к основной или изменить место карточки на сайте.
- Анализировать положение на рынке – на ОТ оказывают влияние внешние факторы, например, появились конкуренты с более низкими ценами или снизилась покупательская способность. Тогда также можно снизить стоимость, запустить рекламу на товар или организовать акцию.
Заключение
Анализ ОТ является важным инструментом для управления запасами. Он даёт возможность оптимизировать бизнес-процессы, повысить прибыль компании. Мы рассмотрели формулы, основные понятия и примеры расчётов показателя оборачиваемости.
Выводы:
- оборачиваемость может быть низкой и высокой, она показывает, насколько быстро продаются товары;
- средний показатель оборачиваемости – 25-90 дней;
- чтобы рассчитать ОТ, необходимо остаток продукции разделить на количество продаж в сутки;
- чтобы повысить оборачиваемость, можно избавиться от неликвида, усовершенствовать карточку товара, отрегулировать запасы продукции на складах.
Мокка позволяет совершать покупки в любимых магазинах с оплатой частями по удобному графику, без первоначального взноса за покупку. У Мокка более 7500 магазинов партнеров, среди них: Lamoda, Детский мир, Ozon, Wildberries, 585, М.Видео и другие. Мокка — это более 15 млн клиентов, и их количество постоянно растет.
Преимущества Мокка для партнеров: увеличение среднего чека в 2-3 раза; рост конверсии в продажи на 25%; сокращение количества брошенных корзин. За дополнительной информацией и подключением к сервису переходите в раздел для партнеров!