Выбираем электросамокат: что важно знать перед покупкой
Электросамокат за несколько лет претерпел достаточно сильную техническую эволюцию. Теперь нельзя ограничиться только несколькими критериями рейтинга – объемом аккумуляторной батареи и скоростью. В нашей статье такой список составляет больше десятка требований – технические характеристики, требования к безопасности, комфорту и функциональности. Каждое новое условие или дополнительная опция повышают конечную стоимость, что не всегда может быть удобно для потребителя.
Какой электросамокат купить, на что смотреть в первую очередь? Кто-то рассматривает самокат исключительно с функциональной точки зрения – поездка от дома в офис и обратно. У кого-то полный набор опций – начиная от заявленной скорости в описании и заканчивая детальными требованиями к тормозам.
Чтобы разграничить пожелания, для удобства мы разделим статью на два блока. В первом блоке опишем обязательные условия, которые нам кажутся очень важными, влияющими на цену, на надежность модели и её повышенный срок эксплуатации. Во втором блоке будут описаны требования, которые дополняют преимущества модели, но для некоторых потребителей могут быть второстепенными.
Как бы это ни было странно, но список требований к самокату может превышать аналогичный список к выбираемой модели новой машины. Это тем более удивительно, что техническое устройство самоката кажется простым, в отличие от автомобиля.
На какую скорость рассчитывать?
Начнем с главного – скоростной режим. Высокая скорость не является главным преимуществом. Все модели более или менее выдерживают конкуренцию на отметке 15-25 км/ч.
Повышенная скорость обязательна для следующих условий:
- В каком режиме будет использоваться модель? Движение в общем потоке машин на скорости 15 км/ч не самое лучшее решение. Выбирайте максимальную мощность.
- Соответственно, при движении по пешеходной части улицы избыточная скорость будет просто бесполезна. А с учётом общей тенденции принудительного ограничения скорости во многих городах – не самая разумная трата.
Для модели используемой для поездок в городе оптимальный вариант будет на уровне 20-25 км/ч. Модели со спортивным режимом развивают скорость до 40 км/ч.
Запас хода
Производитель тестирует запас хода в смешанном цикле, как и для авто. Однако общих правил нет. Если заявлены 20 км, рассчитайте расстояние с поправкой на 30% в сторону снижения.
У каждого покупателя есть особенности городского ландшафта: подъёмы – спуски, частые остановки, торможение и ускорение на перекрёстках. В конце концов – вес покупателя. Все эти факторы сильно влияют на ёмкость батареи. Рекомендуемый запас – не менее 20 км.
Время зарядки не должно превышать 5-6 часов с момента полной разрядки и появления на индикаторе 100%.
Причины:
- Самокат должен быть заряжен на ночь или в течение рабочего дня + запас несколько часов.
- Слишком большой цикл зарядки снижает мобильность и уменьшает возможности планирования рабочего дня.
Некоторые модели позволяют обеспечивать функцию быстрой зарядки – увеличивая конечную стоимость на 10-15%.
Максимальная нагрузка составляет не менее 100 кг. При меньшем весе возможны проблемы не с ёмкостью батареи, а с конструкцией рамы. Если производитель заявил 80 кг, скорее всего рама не отличается прочностью и безопасностью при движении.
Ёмкость батареи
На следующей опции многие по неопытности чаще всего допускают ошибки. Как выбрать электросамокат взрослому с батареей большей ёмкости?
Давайте разбираться, в чём проблема.
Есть четыре типа аккумуляторной батареи: литий-ионная, свинцово-кислотная (большая редкость, но на некоторые модели ещё устанавливается подобный тип), литий-железо-фосфатные аккумуляторы (LiFePO4), никель-металл-гидридные аккумуляторы (NiMH).
Разберём самый распространённый тип литий-ионной батареи: это один из самых распространённых типов батареи. Обеспечивает высокий запас хода, небольшие габариты и хороший цикл зарядки. Самое главное преимущество – вес. То есть самокаты этого типа отличает небольшой вес. Если перед вами два разных электросамоката с отличным друг от друга весом, но схожими характеристиками – скорее всего, на одном из них используется литий-ионная батарея, а на другом нет.
На аккумуляторе этого типа с зарядкой 10 Ah (ампер-часов) можно запросто проехать 40 км. В то время как аналогичный тип свинцово-кислотного аккумулятора вряд ли дотянет до 20 км.
Долговечность литий-ионного аккумулятора тоже значительно больше – почти в два раза.
Приведём пример: Вы приобрели электрический самокат. Ежедневно заряжаете. В течение 3-х лет цикл зарядки составит примерно 1000 зарядов (раз в сутки). Через три года батарея обеспечит минимум 80% первоначальной ёмкости.
Все аккумуляторы с каждым годом теряют 2-5% ёмкости. Через 10 лет активной эксплуатации самокат будет иметь ёмкость батареи примерно 50% (в лучшем случае). То есть, если вы приобретали модель с дистанцией пробега 20 км, через 5 лет это будет 14 км, а при половине срока вряд ли превысит 10 км.
Свинцово-кислотные батареи в сравнении с литий-ионными теряют ёмкость быстрее в 3 раза. Там, где цикл заявлен в 1000 зарядов и потере ёмкости 20%, свинцово-кислотная при цикле в 300 зарядов потеряет 25%.
Ещё один нюанс – при статичном хранении литий-ионная батарея теряет 1% каждый месяц. Свинцово-кислотная ровно в 15-20 раз больше. То есть каждый месяц (при неиспользовании) батарея разряжается ровно на 20%.
Для более точной оценки можно использовать ватт-часы. Например, аккумулятор ёмкостью 36V и 10 Ah имеет ёмкость 360 Вт (36V * 10 Ah).
Есть ещё более дорогой аккумулятор – литий-железо-фосфатный (LiFePO4). Его преимущества:
- Высокая безопасность и стабильность.
- Долгий срок службы (более 2000 циклов заряда-разряда).
- Низкий риск перегрева и возгорания.
Однако в сравнении с литий-ионным аккумулятором есть один серьёзный недостаток – низкая плотность энергии. Долговечен, стабилен, но обеспечивает при таких же показателях меньший запас хода. Ещё одна деталь – его цена значительно дороже.
Вывод:
- Средняя мощность – 250-500 Вт: идеально для городских дорог.
- Высокая мощность – свыше 500 Вт: спортивный режим.
- Ёмкость батареи – 5-10 Ah: достаточно для пробега на одной зарядке до 25 км.
- Увеличенная ёмкость (спортивная): от 10-15 Ah – заявленный пробег 40 км. и выше.
- Тип аккумулятора: Литий-ионный – самый оптимальный выбор, LiFePO4 – лучший вариант, но значительно дороже.
Для более экономичного управления и обеспечения заряда выбирайте модель с опцией выбора скоростного режима.
Как правило, это режимы – спорт, стандарт или другие равнозначные обозначения:
- Режим оптимизации энергосбережения – плавный ход, набор скорости без рывков.
- Спортивный режим обеспечивает максимальную мощность для быстрой езды.
- Возможность выбрать подходящий режим в зависимости от дорожной ситуации и личных предпочтений.
Диаметр колёс
Следующая опция – диаметр колёс. Минимальный рекомендуемый диаметр колёс составляет 8 дюймов.
Преимущества большего диаметра колёс:
- Лучше справляются с неровностями дороги, обеспечивая более плавное движение.
- Большие колёса обеспечивают лучшую стабильность на высоких скоростях.
- Легче преодолевают небольшие препятствия и выбоины на дороге.
Доступны также надувные и литые колёса.
Первый вариант предоставляет лучшую амортизацию (обратите внимание на ваш путь – какая дорога, много ли неровностей, бордюров и т.д.), второй вариант проще и дешевле – не требует обслуживания, менее комфортен. При выборе комфорта и долговечности выбирайте литые колёса (с надувными комфортнее, но быстрее износ).
Тормоза
Электросамокат должен быть оснащён как минимум одним дисковым тормозом или системой рекуперативного торможения.
Эффективная система торможения критически важна для безопасности:
- Дисковые тормоза обеспечивают надёжное и быстрое торможение в любых погодных условиях.
- Рекуперативное торможение позволяет возвращать часть энергии в аккумулятор при торможении, увеличивая запас хода.
Есть ещё вариант комбинированной системы: наиболее эффективны, сочетая преимущества механического и электронного торможения.
Вывод:
- Электронные тормоза: удобны, отличает повышенная долговечность но имеют небольшую задержку при торможении.
- Дисковые – самый оптимальный вариант.
От обязательных требований, которые формируют расстояние, скорость и долговечность модели, перейдём к дополнительным опциям, формирующим комфорт, удобство и функциональность устройства.
Подсветка
Наличие качественной подсветки критически важно для безопасности: передний фонарь должен обеспечивать хорошую видимость дороги в тёмное время суток на расстоянии не менее 10-15 метров. Красный задний фонарь делает самокат заметным для других участников движения. Дополнительные боковые фонари повышают заметность самоката сбоку.
Некоторые модели оснащаются подсветкой деки или стоек, что повышает видимость и может служить элементом дизайна.
Защита от дождя
Минимальный рекомендуемый уровень влагозащиты – IP54.
Что он даёт?
- Позволяет использовать самокат во время лёгкого дождя или на мокрой дороге.
- Предотвращает проникновение пыли и мелких частиц в электронные компоненты.
Важно помнить, что даже с высоким уровнем влагозащиты не рекомендуется погружать самокат в воду или использовать его во время сильного ливня.
Если отметки IP54 нет или модель не оснащена влагозащитой, при любой пасмурной погоде лучше вообще никуда не выезжать.
Амортизация
Наличие амортизаторов значительно повышает комфорт езды. Передняя амортизация смягчает удары при наезде на препятствия, снижая нагрузку на руки и плечи.
Задняя амортизация обеспечивает дополнительный комфорт, особенно при езде по неровным поверхностям.
Двойная амортизация: наиболее эффективна, но может увеличивать вес и стоимость самоката. Тип и жёсткость амортизаторов следует выбирать в зависимости от преимущественных условий использования самоката.
Подключение к приложению
Многие современные электросамокаты поддерживают подключение к мобильному приложению, что предоставляет ряд преимуществ:
- Отслеживание уровня заряда батареи, пробега, скорости в реальном времени.
- Возможность регулировать максимальную скорость, режимы работы электромотора.
- Приложение может предоставлять информацию о техническом состоянии самоката и необходимости обслуживания.
Выбирайте модель с сигналом передаваемого трафика и определением геолокации.
Причём зачастую сам владелец не знает, где в электросамокате спрятан передатчик. Это 100% гарантия от угона.
Контроль поездки
Далее – совсем экзотическая опция, которая встречается даже не на всех автомобилях. Функция круиз-контроля позволяет поддерживать постоянную скорость без необходимости удерживать рычаг газа (используем автомобильные формулировки).
Это обеспечивает:
- Снижает усталость рук и позволяет расслабиться во время езды.
- Поддержание постоянной скорости может способствовать более эффективному расходу заряда батареи.
- Помогает не превышать установленные ограничения скорости.
Обратите внимание на возможность мгновенного отключения круиз-контроля. Проверьте эргономичность кнопки. Если неудобно, требуется хотя бы секундное замешательство – откажитесь от данной модели.
Складной механизм и регулируемая высота руля
Удобный механизм складывания важен для компактного хранения. Сложенный самокат занимает меньше места дома или в офисе. Кроме того, самокат легко перевозить в общественном транспорте или багажнике автомобиля. Механизм должен позволять быстро разложить и сложить самокат.
Вывод:
- Модель из алюминиевого сплава лёгкая и прочная.
- Стальная рама – прочная, тяжелая, самый недорогой и непрактичный вариант.
- Карбоновый и композитный сплав – лучший выбор. Минус – всегда дороже.
Для регулировки руля:
- Подстройка под рост пользователя для оптимальной посадки.
- Один самокат может подойти для пользователей разного роста.
Обратите внимание на диапазон регулировки и надёжности фиксации руля в выбранном положении.
Безопасность при торможении
Антипробуксовочная система (ABS) повышает безопасность езды, особенно в сложных погодных условиях. Предотвращает блокировку колёс, снижает риск потери управления при резком торможении. Система особенно эффективна на мокрой или скользкой дорожной поверхности – снижает риск заноса, выезда на встречную полосу или потери управления.
У самоката есть особенность при резком торможении – тяжело сохранить равновесие при торможении на поворотах, например, при внезапном появлении пешехода на проезжей части. ABS помогает сохранить равновесие и обеспечить стабильное управление.
USB подключение
Некоторые модели оснащаются дополнительными USB портами.
Нам кажется это излишней опцией, но порты предусмотрены для подключения дополнительных устройств – зарядка телефона. Это влияет на безопасность. Любое падение телефона со слота зарядки, звонок и отвлечение внимания на него – прямо влияют на безопасность на дороге. Телефон можно заряжать не в движении, а в других условиях.
Эргономичность дисплея и его информативность
Хорошую, функциональную модель отличает наличие следующих опций на дисплее:
- Скорость движения: текущая и максимальная.
- Уровень заряда батареи: желательно в процентах и с оценкой оставшегося пробега.
- Пробег: общий и за текущую поездку.
- Режим езды: текущий выбранный режим.
Дисплей желательно должен быть жидкокристаллическим с подсветкой. Информация хорошо считывается при солнечных бликах на экране и в тёмное время суток с подсветкой.
Ремонтопригодность
Наконец, последняя опция – обеспечение запчастями и техническое обслуживание. Выбирайте продавца с максимальным присутствием сервисных центров обслуживания в вашем городе (регионе).
Обратите внимание на отзывы послепродажного обслуживания – срок доставки, замены. Самокат не компьютер, он находится в постоянном движении, и износ некоторых запчастей потребует немедленной замены. Самостоятельный заказ и замена детали грозят в последующем отказе от гарантийного обслуживания. А это значительный срок – более 12 месяцев.
Реклама. Информация о рекламодателе находится по ссылкам в материале.