Как выбрать идеальный велосипед: гид по выбору на любой вкус и бюджет
Выбор велосипеда зависит от того, кто на нем будет кататься, как часто и при каких условиях. Одни покупают велосипед, чтобы кататься по городским дорогам и парковым зонам, другие любят ездить по лесным тропам и горам. Давайте разберемся, как выбрать велосипед взрослому и не ошибиться с покупкой подходящей модели. Мы расскажем о видах велосипедов для взрослых, разберем их отличия и технические параметры, чтобы вы смогли купить надежный и качественный велосипед под свои задачи.
Определяемся с типом велосипеда
В зависимости от назначения велосипеды делятся на несколько типов: шоссейные, горные и городские. Шоссейные модели предназначены для скоростного катания по ровным дорогам, горные легко преодолевают пересеченную местность, а городские предназначены для неспешной езды по велодорожкам и паркам. Чтобы правильно выбрать велосипед для активного отдыха, скоростного катания или прыжков, рассмотрим особенности и отличия каждого отдельного типа.
Ситибайки или городские велосипеды
Ситибайки относятся к утилитарным моделям, которые предназначаются для прогулок по улицам города. Широкое седло и особая конструкция рамы обеспечивают удобную посадку. Минимального количества скоростей хватает для преодоления городских дорог, небольших подъемов и спусков, а за комфорт и безопасность во время катания отвечает жесткая вилка. Городские модели комплектуются подножкой, гудком, багажником, фарой и корзиной. Это хороший вариант для коротких и неспешных прогулок, но ездить на большие расстояния на нем тяжело.
Жесткая вилка имеет простую конструкцию и состоит из одного элемента, поэтому в отличие от амортизационной она служит дольше. При этом амортизационная вилка позволяет развивать хорошую скорость и ездить по неровным дорогам.
Горные велосипеды
Маунтинбайки или MTB пользуются популярностью среди любителей и опытных райдеров. Основные преимущества горных велосипедов – удобная посадка и хорошая проходимость. На таком байке можно прокатиться по лесу, принять участие в кросс-кантри или продемонстрировать вращения на дёрте. Среди маунтинбайков легко выбрать велосипед по своему вкусу и бюджету, начиная от фитнес-моделей и заканчивая мощными двухподвесами. Большой популярностью пользуются хардтейлы – модели без подвески, но с амортизационной вилкой.
Самые лучшие маунтинбайки – двухподвесы. Задний амортизатор и рычаги подвески обеспечивают качественное сцепление колес во время экстремального катания и при прохождении бездорожья.
Шоссейные велосипеды
Их основная задача – развивать хорошую скорость во время гонок по качественному покрытию. Шоссеры подойдут людям, которые занимаются триатлоном и велоспортом. Отличительные характеристики шоссейных велосипедов – спортивная геометрия рамы и правильная аэродинамическая посадка. Шоссейные байки не предназначены для неспешных прогулок, но на них можно быстро добраться на работу, минуя пробки в городе.
Туринги, циклокроссы и гревелы
Это семейство велосипедов относится к шоссейным моделям. Они развивают хорошую скорость и имеют схожую конструкцию, а именно жесткую вилку, трансмиссию, 28-дюймовые колеса и руль-баран. При этом у них есть свои особенности и отличия:
- Циклокросс – самая спортивная модель в этом классе, которая имеет легкий вес и предназначается для гонок.
- Гревел – по конструкции напоминает гибрид MTB и шоссера. За счет вилки и усиленной рамы гревел хорошо гасит вибрации при езде по щебню, гравию и каменистой местности.
- Туринг – «олдскульная» модель, которая предназначается для длительных поездок с тяжелым грузом. Усиленная конструкция обеспечивает надежность двухколесного транспорта на больших дистанциях.
Каждая модель из этого семейства обеспечивает стабильность, контроль на грунтовых дорогах и некоторую маневренность при прохождении сложных участков.
BMX
Тип велосипедов, предназначенный для выполнения прыжков и трюков. Велосипеды BMX имеют высокое расположение руля, небольшие колеса и жесткую вилку. Небольшой вес и компактная рама позволяют кататься в скейт-парках и осваивать новые трюки. Кататься на BMX может ребенок, подросток или взрослый человек. На таком велосипеде удобно осваивать прыжки, вращения, скольжения по перилам и прочие трюки, но для длительных поездок BMX не лучший выбор.
Кто и как будет кататься на велосипеде
Чтобы понять, какой велосипед нужен в 2024 году, определитесь, как и где вы будете кататься. Хороший накат по городским дорогам обеспечивают байки с гладким протектором и жесткой вилкой. Для быстрого катания по автомобильным трассам подойдут шоссеры, а для агрессивной езды стоит взять спортивный байк.
Также учитывайте, кто будет кататься на велосипеде. Разберем каждый вариант:
- Мужчина. Мужские байки являются универсальными, они подходят, как мужчинам, так и женщинам. Разница заключается в цвете рамы и ее конструктивных особенностях. Если женщина не собирается кататься в юбке, ей подойдет «мужская» модель.
- Женщина. Велосипеды для женщин имеют широкое седло и заниженную раму. На таких байках установлен короткий руль и эргономичные грипсы.
- Ребенок. Детские модели рассчитаны на дошкольников. Для большей устойчивости предусмотрена возможность крепления двух боковых колес, а различия между велосипедами для девочек и мальчиков заключаются лишь в цвете рамы.
- Подросток. Подростковые байки предназначены для детей, рост которых варьируется в пределах 130-155 см. Они имеют усиленную раму и небольшие колеса. Вес и габариты велосипеда соответствуют возрасту подростка.
Если большую часть времени вы планируете передвигаться по бездорожью, берите велосипед с широкими покрышками и хорошей амортизацией. Среди моделей с высокой проходимостью стоит выделить MTB и маунтинбайки. Для ежедневных прогулок по грунтовым дорогам подойдут трекинговые модели, а для скоростного катания лучше взять гревел.
Выбор велосипеда по росту
От размера рамы и колес зависит комфорт велосипедиста и ходовые параметры байка. Если велосипед выбран не по размеру, высокий мужчина во время катания будет задевать коленям руль, а женщина небольшого роста попросту не сможет поставить ноги на асфальт, делая остановки по маршруту. Первое, на что нужно обратить внимание – размер рамы, этот параметр измеряется в дюймах и определяется в соответствии с ростом райдера. Для мужчины ростом от 170 до 180 см подойдет модель с 19-дюймовой рамой.
Не забудьте измерить расстояние между верхней трубой и телом. Чтобы правильно произвести расчеты нужно в положении стоя перебросить одну ногу через раму. Для города подойдут велосипеды с параметром 3-5 см, для бездорожья и гор – 5-8 см. Седло должно быть отрегулировано до такой высоты, чтобы во время перемещения педали вниз нога была практически прямой. Что касается колес, большие 29-дюймовые колеса демонстрируют хороший накат, а 26-дюймовые имеют лучшую управляемость.
Как выбрать велосипед по техническим параметрам
После того, как подходящий тип велосипеда выбран, можно переходить к изучению технических особенностей разных моделей. В статье мы рассмотрим важные компоненты байков, плюсы и минусы разных вариаций.
Рама
Одним из важнейших компонентов и основой байка является рама. Учитывайте геометрию, материал рамы, качество швов и легкость конструкции. Геометрия рамы зависит от типа велосипеда, а материал, из которого она изготовлена, выбирается с учетом бюджета и целей покупки.
Рамы изготавливают из таких сплавов:
- Сталь – крепкие рамы, тяжелые, но недорогие. Они входят в конструкцию городских моделей, но имеют существенный минус – даже малейшая царапина становится причиной ржавчины.
- Алюминий – превосходят стальные рамы, поскольку при высокой прочности они имеют небольшой вес. Алюминиевые рамы не подвержены ржавчине, но в случае повреждения отремонтировать их будет сложнее.
- Карбон – самый крепкий и легкий материал, который используется при изготовлении профессиональных байков. Единственный недостаток карбоновой рамы – высокая стоимость.
Железные рамы встречаются в бюджетных и подростковых моделях. Велосипеды из среднего и премиального ценового сегмента имеют рамы из карбона или алюминия, при этом алюминиевым может быть руль и другие узлы. Легкий вес велосипеда влияет на его ходовые качества и удобство при транспортировке.
Колеса
Диаметр колес указывается в дюймах и определяется размером рамы. На детских велосипедах производители устанавливают колеса 10-18 дюймов в диаметре. На подростковых моделях стоят колеса 20-26 дюймов, а на взрослых ставят колеса 26-29 дюймов.
Рассмотрим особенности колес на взрослых велосипедах:
- 26 дюймов – классический вариант с отличной динамикой, но не самым лучшим накатом. Этот стандарт уже устарел, поэтому 26-дюймовые колеса встречаются на подростковых байках и MTB.
- 5 дюймов – универсальные колеса, которые разгоняются быстрее 29-дюймовых и позволяют развить скорость выше, чем 26-дюймовые.
- 29 дюймов – такие колеса медленнее разгоняются, но зато они хорошо держат накат и на них легче преодолевать неровные участки.
Дорожные и шоссейные модели оснащаются 28-дюймовыми колесами, а на складных байках производители ставят колеса 20 дюймов в диаметре.
Амортизация
Амортизаторы гасят вибрации во время прыжков и при передвижении по бездорожью. Также они отвечают за качественное сцепление колес с дорожным покрытием. В зависимости от системы амортизации велосипеды делятся на следующие виды:
- Хардтейлы – байки с передней амортизационной вилкой. Различают недорогие пружинные вилки, пружинно-масляные и универсальные воздушные, которые быстро настраиваются под индивидуальные параметры райдера.
- Ригиды – модели без амортизаторов, но с жесткой вилкой. Они предназначаются для катания по городским дорогам и шоссе.
- Двухподвесы – байки с передней и задней системой амортизации. Такие велосипеды стоят недешево, но зато они хорошо гасят удары при экстремальной и скоростной езде.
Хороший велосипед оснащен вилкой с регулировкой и блокировкой отскока, что позволяет настроить двухколесный транспорт в зависимости от характера катания и типа дорожного покрытия.
Трансмиссия
Рама является основой байка, а трансмиссия его сердцем. От этой системы зависит, насколько комфортно райдеру будет кататься по мелкой гальке, мокрым дорогам и песку. Хватит ли мощности для преодоления крутых склонов и сможет ли он развить хорошую скорость. Основная задача системы – передача усилий с ног райдера колесам байка во время педалирования. На скоростных байках трансмиссия состоит из ведущих звезд спереди, задних звезд, шатунов, манеток, цепи и переключателей.
Соотношение блока задних и передних звезд определяет количество передач. Большинству велосипедистов подходят модели с 11-18 скоростями. Среди городских моделей встречаются синглспиды – байки с одной передачей. Вместо блока звезд они имеют трещетку с одной звездой или фиксированную звезду. Велосипеды с одной передачей подходят для катания по ровным дорогам, а для преодоления сложных участков придется приложить физические усилия.
Тормоза
Различают дисковые и ободные тормоза, а дисковые в свою очередь делятся на гидравлические и механические. Рассмотрим особенности каждого варианта:
- V-brake или ободной тормоз – самый простой механизм, который устанавливается на бюджетных велосипедах. Торможение осуществляется по принципу сжатия обода колодками. Плюсы ободных тормозов – небольшой вес, простая регулировка, ремонтопригодность, невысокая стоимость. Минусы – при развитии большой скорости тормозить нужно заранее, а при попадании воды и грязи в обод, притормозить будет сложнее.
- Дисковые гидравлические – ими оснащаются лучшие байки. От велосипедиста требуются минимальные усилия при торможении. Плюсы – защита от грязи, быстрое торможение даже на грунтовых дорогах. Минусы – высокая стоимость, требовательность в обслуживании.
- Дисковые механические – они показывают хорошую отзывчивость при любых погодных условиях и независимо от типа дорожного покрытия. Плюсы – быстрое торможение, без люфта и скрипа. Минусы – значительный вес, лишняя нагрузка на спицы колес, сложности при замене колодок.
На детских велосипедах и некоторых городских моделях до сих пор встречается ножной тормоз барабанного типа. Он работает по принципу педалирования в обратном направлении. Чтобы затормозить, нужно покрутить педали назад.
Частые ошибки при выборе велосипеда
Распространенные стереотипы и заблуждения могут сбить с толку при выборе велосипеда и привести к серьезным ошибкам. Чтобы этого не случилось, развеем популярные мифы:
- Чем больше передач, тем лучше велосипед. Некоторые производители предлагают велосипеды с тремя звездами на 11 передач, в сумме получается 33 скорости. Для большинства велосипедистов такой широкий диапазон передач лишний. Байк с оптимальным соотношением качества и стоимости имеет переключатель на 10-12 скоростей.
- Можно купить хороший велосипед без учета ростовки. Неправильный размер велосипеда доставляет массу хлопот райдеру и портит впечатления от прогулки. Чтобы не ошибиться с выбором велосипеда по своему росту, оценивайте эргономику посадки выбранной модели или сверяйтесь с таблицей в интернет-магазине.
- Дешевый велосипед может быть надежным и быстрым. Бюджетные байки характеризуются низким качеством компонентов, а при активной эксплуатации обязательно потребуется замена основных узлов. Чтобы не платить больше, избегайте ультрадешевые модели и учитывайте интенсивность катания.
- Чем шире седло и мягче наполнитель, тем лучше. Мягкое седло удобное, если вы планируете кататься по 20 минут в день и только несколько раз в месяц. Для долгого и активного катания подходят спортивные сёдла средней жесткости, которые обеспечивают должный уровень комфорта.
- Китайские велосипеды имеют низкое качество. Большую часть рынка занимают велосипеды, которые производятся в Азии, при этом они отвечают высоким стандартам качества и выдерживают поездки в самых суровых условиях.
Заключение
Алгоритм выбора надежного велосипеда простой. Нужно определиться с его типом, правильно рассчитать размер и выбрать навесное оборудование вместе с основными компонентами. Учитывайте свой бюджет и особенности местности. Лучший вариант для катания по асфальтированным дорогам – городской байк, для прогулок по пригороду берите горный велосипед, для участия в велогонках – шоссер, а для выполнения трюков подойдет BMX. Не забывайте об аксессуарах для комфортного и безопасного катания, среди которых фонарь, крылья, велозамок и защитная экипировка.
Реклама. Информация о рекламодателе находится по ссылкам в материале.