Покупай сейчас плати потом: новый тренд для e-commerce
В 2021 году в России появились новые решения для онлайн-ритейла, работающие по единому принципу: «покупай сейчас, плати потом». Они дают возможность покупателям получить заказ сразу и оплачивать его равными частями без дополнительных комиссий и переплат. Рассмотрим, насколько такой формат востребован в e-commerce и какие драйверы роста он предоставляет.
BNPL-сервисы для e-commerce
Быстрорастущая отрасль BNPL-сервисов расширила свою географию присутствия за счет отечественного рынка. Сервисы, позволяющие оплачивать заказ частями, привлекательны для всех участников электронной коммерции.
Для покупателей такой формат предусматривает ряд преимуществ:
- Возможность приобретения товара в рассрочку с удобным графиком погашения. Обычно в момент оформления заказа уплачивается 25% от стоимости вещи. Остальная сумма задолженности разделяется на 4 – 6 равных взноса с периодичностью списания один раз в 14 дней. По сути, клиент получает комфортный платеж, не обременяющий семейный бюджет.
- Отсутствие комиссий и штрафных санкций. При точном соблюдении платежной дисциплины или досрочном погашении долга плата не взимается.
- Оформление без финансовых документов. Опция «купи сейчас, плати потом» предоставляется авторизованным пользователям (достаточно ввести ФИО и мобильный телефон). Агент не проверяет кредитную историю, долговую нагрузку, задолженность по налогам и сборам. Сервис подключается на доверии каждому соискателю.
- Удобство внесения платежей. При оформлении заказа привязывается дебетовая или кредитная карта. Первый и последующие взносы списываются автоматически. Задача держателя сводится к своевременному пополнению счета.
- Отсутствие обременений. Не требуется поручительство близкого родственника.
Очевидными являются преимущества для владельцев интернет-магазинов:
- Повышение конверсии на сайте. По статистике, количество оформленных заказов увеличивается на 20-30% (по данным RBC Capital Markets). Одновременно возрастает размер среднего чека: в зависимости от категории продукции от 10 до 50%. Для примера, у компании «Rue21», которая специализируется на розничной торговле одеждой, при внедрении сервиса «купи сейчас, плати потом» средний чек увеличился на 73%.
- Стимулирование клиентов к совершению импульсных покупок в рассрочку. При наличии возможности разделить стоимость на несколько ежемесячных платежей покупатели активно приобретают более дорогие товары.
- Расширение клиентской базы. Увеличивается количество новых посетителей на сайте, которым интересна оплата частями, но не в кредит.
- Прогнозирование будущих доходов бизнеса. Позитивный опыт покупок на интересных условиях позволит перевести посетителя в разряд постоянного клиента. Учтите: условия должны быть честными. Недопустимо увеличение цены при выборе сервиса для оплаты частями.
- Улучшение оборачиваемости средств. Вещь, которая была приобретена через BNPL-сервис, реже возвращается. Деньги от оператора поступают на следующий день, что способствует постоянному расширению или обновлению ассортимента.
Какие рынки e-commerce растут быстрее всего
Интенсивный рост онлайн-покупок за последние два года обусловлен распространением пандемии COVID. На фоне увеличения рынка e-commerce перед ритейлом встала важная задача — привлечение новых клиентов за счет предоставления конкурентных преимуществ. Одним из них выступает buy now pay later или возможность вносить сумму частями.
В тройку лидеров по объему дистанционных продаж вошли: Северная Америка, Европа и Латинская Америка. Если рассматривать с точки зрения стран, то максимальный эффект от онлайн-продаж получили Аргентина (рост на 79%), Сингапур (на 71%) и Испания (на 36%).
E-commerce: самые востребованные товары и услуги
Самыми востребованными товарами, приобретаемыми в интернет-магазинах, в 2020 и 2021 гг. стали продукты питания и предметы личной гигиены. Повышенный спрос зафиксирован также на следующие категории:
- электроника;
- косметика;
- спорт и отдых;
- одежда и обувь;
- книги;
- мебель;
- бытовая техника;
- все для дома и другие.
Отрицательная тенденция выявлена по позициям, связанным с туризмом, что обусловлено закрытием границ и снижением количества путешественников. При достижении стабильности прогнозируется уверенный рост по данной категории.
BNPL как инструмент развития e-commerce
Модель «купи сейчас, плати потом» предусматривает трех участников: клиента, владельца интернет-магазина и агента (оператора). В соответствии с условиями покупатель приобретает товар без удорожания и выплачивает его стоимость равными платежами. Кредитный договор не заключается. При этом оператор переводит ритейлу всю сумму покупки на следующий день за вычетом своей комиссии.
Алгоритм этого способа оплаты включает четыре этапа:
- выбор продукта;
- оформление заказа с указанием способа оплаты «BNPL»;
- внесение первого взноса;
- оплату равными платежами в течение выбранного срока (обычно, не более 1 месяца).
Спрос на такой формат взаимодействия с клиентом растет во всем мире. Ведущие зарубежные сервисы уже успели наработать свою деловую репутацию. Среди них можно отметить:
- Mokka. Ведущая BNPL-компания, работающая на рынках Центральной и Восточной Европы в Польше, Румынии, Болгарии – у нее более 12 миллионов зарегистрированных клиентов. Позволяет покупать сейчас и платить позже с нулевой процентной ставкой в тысячах магазинов.
- Klarna. Европейская компания, специализирующаяся на предоставлении разных вариантов платежей пользователям: долями, через 30 дней с момента оформления заказа, равными частями в течение месяца.
- Clearpay. Оператор с солидной клиентской базой. Предлагает всего один способ оплаты — разбивку стоимости товара на 4 равные части. Периодичность уплаты: один раз в 2 недели. Комиссия, процентная ставка и иные статьи, удорожающие цену, отсутствуют.
- Affirm. Американский сервис, ориентированный на рассрочку при покупке одежды и обуви через его партнерскую сеть.
В России рынок BNPL-кредитования представлен несколькими сервисами, один из них – Мокка. Они предназначены для приобретения продукции в 20 категориях розничной торговли. Пользователь сразу получает товар и может платить несколькими взносами.
С точки зрения перспектив развития отрасль таит в себе ряд важных рисков. Одним из них выступает переход на государственное регулирование. По сути, для этой сферы должны действовать те же правила и регламенты, что и для микрофинансовых организаций и банков. На деле операторы и ритейлеры замалчивают часть важных вопросов, касающихся начисления процентов при нарушении договора или вариантов урегулирования задолженности.
С увеличением количества пользователей сервиса возросла доля просроченных платежей. По данным за ноябрь–декабрь 2021 г темп роста составил 43%. При этом половина клиентов отметила, что покупка была совершена спонтанно, и отсутствуют деньги для своевременного возврата стоимости. Такая тенденция может привести к ужесточению условий со стороны оператора, например: минимизация риска за счет ввода комиссии.
Заключение
Сфера электронной коммерции подтверждена высокой конкуренции. Для удержания своих позиций и развития рекомендуем использовать инновационные решения, в том числе предлагать своим покупателям приобретать товары сейчас, а платить потом.
BNPL-сервисы интересны онлайн-бизнесу благодаря возможности увеличения трафика, среднего чека и количества пользователей, совершивших покупку. Расходная часть выражена лишь в оплате комиссии с каждого заказа. При грамотной ценовой политике ее можно нивелировать. Внимательно следите за тенденциями, чтобы быть впереди!