Как получить налоговый вычет: условия, документы, способы
О налоговых выплатах говорят достаточно часто. Юристы и блогеры, ведущие каналы о способах экономии, постоянно напоминают, что уплаченные в пользу государства средства можно вернуть. Но статистика показывает, что пользуются таким правом единицы — кто-то не до конца понимает процедуру, кто-то считает что этот процесс не стоит временных затрат. На самом деле при современной цифровизации государственных услуг оформить запрос на выплаты можно дистанционно, а получить на карточку. И трат, за которые можно получить возврат вычета налогов, достаточно много — право на такую экономию можно получить и при доходе выше среднего, и за совершенно обыденные приобретения.
Кто может получать налоговые вычеты?
Налоговые выплаты предусмотрены для граждан РФ, которые уплачивают подоходный налог. Он в России установлен на уровне 13% и 15%. При этом вносить эти средства по итогам начисления заработной платы обязан каждый получающий доход гражданин. Исключение составляют только самозанятые, для которых ставка налога значительно меньше. Обычно за трудоустроенного гражданина выплаты производит работодатель еще до того, как сумма попадает на личный счет. В некоторых случаях гражданин сам должен указать размер полученных средств в налоговой декларации и уплатить налог в установленные сроки.
Ограничение касающееся гражданства, тоже прозрачное. На момент запроса выплаты лицо должно являться резидентом РФ. Также к моменту оформления заявки на налоговый возврат гражданин должен иметь паспорт гражданина Российской Федерации хотя бы полгода.
Требование справедливо только для конкретного момента времени. Если в настоящий момент гражданин не получил право на возмещение, это не исключает одобрения в будущем. Право на возмещение уплаченных налогов сохраняется в течение трех лет с момента затраты суммы. Для возврата средств за покупку недвижимости этот срок еще больше — у него нет ограничений. Чтобы получить право на возврат, в большинстве случаев достаточно просто сохранять гражданство и своевременно уплачивать налоги. Через полгода обращение будет уже принято. Учитывать надо только срок актуальности возврата — вернуть можно НДФЛ, перечисленные за последние три года. Если гражданин обратился за выплатой по праву покупки недвижимости через 10 лет, вернуть можно сумму, уплаченную за последние три. Если в этот период легализованного дохода не было, возврат невозможен.
Нерезиденты и лица по каким-то причинам утратившие гражданство, получить возврат части НДФЛ не могут. Даже если резидент другой страны, имея источник дохода в РФ уплачивает налоги, получить возврат он не может. Налоговая задолженность также лишает этого права минимум на полгода.
Какие документы нужны
Прежде чем собирать документы на налоговые выплаты, нужно определиться, какие именно расходы дают право на такую компенсацию. Виды выплат,полагающиеся гражданам РФ в 2023 году:
- Стандартные — выплаты гражданам, которые входят в группу считающихся социально незащищенными, — инвалиды или ухаживающие за инвалидами, воспитывающие несовершеннолетних или иных иждивенцев.
- Социальные — выплаты, компенсирующие затраты на обучение, занятие спортом или дополнительными видами образования (обучение и переквалификация взрослых, затраты обучение иждивенцев).
- Инвестиционные — компенсация НДФЛ, полученного в качестве дохода от ценных бумаг и инвестиционных пакетов. В большинстве случаев речь идет только о конкретных видах вложений (коммерческие кассы и вложения в иностранные объекты инвестирования в этот тип вычета не входят).
- Имущественные — выплаты, право на которые возникает при сделках с недвижимостью (продаже жилья или приобретении, операциях по обмену с доплатой).
- Профессиональные — вычеты, касающиеся граждан, занимающихся частной предпринимательской практикой в статусе ИП (нотариусы, мастера сферы обслуживания, репетиторы).
Каждый из видов выплат нужно подтверждать документами. Ситуация упрощается тем, что для большинства видов деятельности и типов выплат все документы заранее уже собраны на портале ГосУслуг. И если оффлайн-система все еще страдает и иногда требуется самостоятельный сбор бумаг и их предъявление, то для подачи заявления онлайн в большинстве случаев нужны только номера, которые загружаются автоматически. Благодаря этому для выплат иногда реально нужно просто запросить и отправить готовую форму.
В базовый комплект документов, который нужно предъявить в налоговую или работодателю для налогового вычета входят:
- ИНН и копия паспорта (основные страницы, без семейного положения, если вопрос не касается выплат на иждивенцев);
- оригинал 2-НДФЛ — справки о доходах за год, по которому хочется получить налоговый вычет (получить можно у работодателя);
- декларация 3-НДФЛ обязательна только для тех, кто запрашивает вычет самостоятельно через налоговую (предъявляется в виде заверенной копии или оригинала).
Основные документы, в том числе декларацию, можно сформировать самостоятельно и заверить. Для создания выписки есть онлайн-сервисы. По запросу те же документы предоставит работодатель.
Справка 2-НДФЛ (налог на доходы физических лиц) — документ о получаемых доходах гражданина, оформляется работодателем. Декларация 3-НДФЛ — документ о доходах, самостоятельно передаваемый гражданином в налоговые органы.
С 2023 года у граждан РФ появилась возможность получить налоговый вычет без предъявления 3-НДФЛ по упрощенной форме. Пока такая практика распространяется только на два вида выплат — инвестиционного и имущественного. В этом случае отчетность по доходам и по уплаченным налогам подтягивается из других реестров по программе синхронизации информации от брокеров, банков, инвестиционных фондов. Данные обрабатываются автоматически, и подтверждать их не приходится. Исключение — случаи, когда банк или брокер не присоединились к программе обмен информацией. Так как участие в таких сервисах добровольное, такие случаи нередки. Пользователь получит об этом уведомление и сможет сформировать запрос в привычном порядке.
При любом из видов запросов придется приложить два обязательных документа — заявление (в онлайн-формате оно создается автоматически самим фактом заполнения анкеты) и чеки о тратах. Если это покупка лекарств, то соотвующие кассовые выписки, если это приобретение недвижимости — то банковские. Для отдельных видов трат есть ограничения, так затраты на медицину не распространяются на косметические препараты или бады, но охватывают многие профилактические процедуры. После подачи заявления налоговая проводит камеральную проверку. На нее отводится месяц. По истечению этого периода или приходит уведомление об отказе, или деньги поступают на счет.
Сложнее всего рассчитать возможности для возврата лицам, которые имеют несколько источников дохода — основной и дополнительные. Основные — зарплата и доходы от банковских вкладов. Ко второй группе относятся:
- доходы от продажи ценных бумаг;
- самозанятость;
- сдача в аренду недвижимости;
- выигрыши в лотерею и т. п.
Для каждой из групп есть тонкости возврата подоходного налога, даже если каждый из видов прибыли был своевременно указан в налоговой декларации. Из дивидендов нельзя вычесть затраты на лечение, налоговая ставка при таких вложениях останется полной. Зато при убытках по ценным бумагам из доходной части той же группы вычет потребовать можно — для этого вида дохода действует перенос затрат. В некоторых случаях может потребоваться даже консультация опытного юриста, который расскажет, какой вычет можно в каком случае потребовать.
Способы получения налоговых вычетов
Существует два основных способа получить налоговый вычет — самостоятельное получение напрямую или возврат через работодателя. В первом случае всю процедуру оформления придется пройти самостоятельно — собрать бумаги, доказывающие наличие права на возмещение, передать в налоговую и указать удобный способ получения средств. Во втором случае оформление берет на себя работодатель, — гражданину придется также предоставить основание, но возврат суммы будет происходить одновременно с начислением заработной платы, с заработанных денег просто не будет вычитаться искомая сумма.
При подаче заявления через работодателя сумма компенсации будет поступать на основной зарплатный счет. По сути это просто средства, которые должны были быть вычтены в текущем месяце, но оставлены в счет предыдущего периода. Если заявление передавалось непосредственно в налоговую, в документе придется указать счет, на который должны поступить деньги.
Как оформить налоговый вычет онлайн
Без участия работодателя оформить налоговый вычет можно на сайте ФНС. Личный кабинет на этот ресурсе создается автоматически для любого гражданина, имеющего учетную запись на сайте ГосУслуг. Даже войти на страницу можно с тем же логином и паролем. Если ранее такие страницы не создавались, процедуру регистрации придется пройти самостоятельно. В любом случае данные об уплаченных налогах появятся автоматически, так как аккаунт привязывается к ИНН. После первой регистрации может потребоваться время для доступа к полному функционалу.
Сайт ФНС (Федеральная налоговая служба) — электронная приемная государственной службы, позволяющая онлайн контролировать все взаимоотношения с налоговыми органами, создавать заявления и получать официальные ответы.
Если личный кабинет создан, можно приступать к оформлению заявления:
- Выбрать в меню «жизненные ситуации», «Заполнить 3НДФЛ», «Получить налоговый вычет».
- В форме для декларации указать личные данные (если они не появились автоматически) и указать орган, в который документ отправляется из выпадающего меню.
- Выбрать год, за который хочется получить выплату (из выпадающего списка). Если в течение года были запрошены иные декларации, нужно указать ее номер по порядку.
- Указать доход в течение указанного периода. Если работодатель уже отправил сведений, они также прогрузятся автоматически. Источником информации станет справка, на которой есть уникальный номер. Сведения прогрузятся уже с нее.
- Выбрать вычет, который планируется получить (жилищный, социальный, инвестиционный и иные).
- Прикрепить копии чеков или иных документов, доказывающих понесенные траты. Итоговая сумма запроса в анкете должна совпадать с чеками.
- Указать счет, на который налоговая должна перечислить деньги.
На рассмотрение отводится все тот же месяц, в течение которого деньги поступят на счет, если не пришло уведомление об отказе. Если причиной отказа стала ошибка, декларацию можно отправить повторно.
В среднем оформление вычета онлайн занимает не более 15 минут. Если работодатель вовремя передает сведения, даже брать справки не придется. Сэкономленные же суммы станут неплохой поддержкой семейному бюджету.