Самые распространенные юридические ошибки в интернет-магазине
Онлайн-торговля заметно упростила взаимоотношения между продавцом и покупателем. В каталоге онлайн-продаж на сайте интернет-магазина можно внимательно рассмотреть любой товар, досконально изучить его характеристики и состав, инструкцию по применению. Процесс покупки предельно прост – нужно лишь положить заказ в корзину, оплатить его и ожидать доставку.
На самом деле процесс продажи полон юридических тонкостей, проигнорировав которые, можно нанести серьезный удар по репутации интернет-площадки и ее владельца, а долгие судебные разбирательства могут привести к значительным убыткам.
На текущий момент в мире насчитывается примерно 5 млрд интернет-пользователей, из которых более 2 млрд являются онлайн-покупателями. Каждый из них не менее одного раза совершал электронный платеж за оказание услуг или приобретение товара
Основные юридические проблемы интернет-магазинов
Существуют типичные юридические ошибки, на которых стоит учиться, чтобы не допустить своих собственных.
Ошибка №1. «Отсутствие политики конфиденциальности на сайте магазина»
В процессе оформления заказа на интернет-площадке компания запрашивает у покупателя определенную персональную информацию, которую необходимо внести в форму заказа. Подобные личные данные включают в себя:
- фамилию, имя и отчество пользователя;
- адрес регистрации;
- номер телефона;
В некоторых случаях требуются иные сведения, которые считаются персональными данными, согласно Федеральному Закону «О персональных данных». Все они собираются, тщательно систематизируются, после чего хранятся непосредственно на сервере. Проведенные операции называются «обработкой данных».
В таких случаях владелец интернет-магазина считается оператором по обработке персональных данных, поэтому должен строго соблюдать требования закона.
Согласно ст. 13.11. КоАП, нарушение подобного требования может повлечь штраф:
- для должностных лиц его сумма составляет 500-1000 рублей;
- юридическое лицо может быть оштрафовано на 5-10 тысяч рублей;
Чтобы избежать возможных административных наказаний от Роскомнадзора, владелец площадки обязан оформить и опубликовать на своем сайте документ, называемый «Политика в отношении обработки персональных данных», а покупатель должен выразить свое согласие, поставив галочку в определенном месте.
Ошибка №2. «Отсутствие полной информации о предлагаемом товаре или услуге»
В интернет-магазине невозможно визуально оценить выбранную покупку, поэтому потребитель должен получить полную информацию о характеристиках товара и его качествах. Действующий Закон «О защите прав потребителей» требует предоставления покупателю:
- информации о потребительских качествах товара;
- адреса производителя, номера его телефона, электронного ящика;
- информации о проведении ремонта товара;
- стоимости и условий доставки;
- условий гарантийного обслуживания.
Некоторые продавцы могут возразить, что все необходимые данные о товаре зашифрованы в штрих-коде, однако он не является основным источником получения информации
Подобные нарушения наказываются штрафом – для должностных лиц он может составить 1-3 тысячи рублей, для юридических лиц – 10-30 тысяч рублей.
Увеличивай продажи вместе с Мокка
Ошибка №3. «Отсутствие информации о рекламодателе»
Подобная ошибка широко распространена на сайтах интернет-бирж и интернет-аукционов, реализующих чужие товары и предлагающих чужие услуги, по сути являясь посредниками. Подобные отношения регламентируются Федеральным Законом «О рекламе», который требует размещать на сайте:
- наименование организации, адрес ее нахождения, государственный регистрационный номер;
- фамилию, имя и отчество предпринимателя, государственный номер регистрации его в качестве ИП;
Отсутствие подобных сведений может повлечь штрафы – для должностных лиц от 4-до 20 тысяч рублей, для юридических лиц от 100до 500 тысяч рублей;
Ошибка №4 «Договор с поставщиками заключен в электронных сообщениях»
Современный бизнес активно стремится к упрощению, и если раньше печатались многостраничные договоры, сегодня все сделки заключаются в электронной почте, или даже в мессенджерах. В таких случаях следует помнить, что электронные сообщения не обладают юридической силой, поэтому не смогут служить в качестве доказательства, если возникнет спорная ситуация. Существует лишь один надежный способ обезопасить себя – электронное соглашение. Подобные сообщения, заверенные электронной подписью, уже имеют достаточную юридическую силу.
В соответствии с Законом «Об электронной подписи», она может стать весомым аргументом, если потребуется доказать, что документ, ставший спорным был действительно отправлен определенным лицом
При этом стоит учесть, что существуют простая электронная подпись, неквалифицированная и квалифицированная. Первая используется для стандартного оборота документов внутри компании, вторая дает возможность определить автора, но не является гарантией неизменности основного договора даже после его подписания. В этих случаях квалифицированная электронная подпись – наилучший вариант, поскольку она придает юридическую силу электронным сообщениям.
Ошибка №5 «Использование чужих авторских произведений, текстов, фотографий для описания товаров на сайте»
Чтобы обеспечить эффективную продажу, товар следует красиво подать. Для этой цели используются хорошие тексты и удачные снимки. Но не нужно забывать, что фото- и видеоматериалы, текстовый материал и статьи, необходимые для наполнения сайтов, являются объектами авторского права, которые копировать на собственный сайт без разрешения автора запрещается.
Настоящий владелец контента может начать судебное разбирательство, которое закончится не в пользу онлайн-магазина, при этом возможно взыскание компенсации в денежном эквиваленте.
В процессе оформления собственной интернет-площадки следует использовать исключительно оригинальные тексты и фотографии, при этом услуги профессионального фотографа должны быть оказаны по условиям договора авторского заказа, в котором оговорены все подробности: для каких целей создается фото, где оно будет располагаться, обязательно должна быть зафиксирована передача авторских прав сразу после выполнения работы.
При этом не нужно забывать ставить свой логотип со знаком копирайта на фото после его выставления на сайте
Ошибка №6 «Реализация «параллельного импорта» без подтверждения легальности ввезенного продукта»
После массового ухода из страны зарубежных предприятий был введен параллельный импорт. Согласно установленной схеме, предприниматель может приобретать товар не у официального дистрибьютора, а у многочисленных посредников из-за рубежа, чтобы потом реализовывать его на собственном маркетплейсе.
В России параллельный импорт действует с ограничениями, поскольку был утвержден перечень разрешенных к вводу товаров и брендов. Продукция, которая не вошла в список, может вызвать большие вопросы у таможенной службы и правообладателей. Не стоит забывать, что этот список регулярно обновляется – некоторые коды удаляются, если иностранные компании возвращаются на отечественный рынок, например, после проведенного ребрендинга, другие добавляются, и эта информация не находится в публичном доступе.
Владельцу интернет-магазина необходимо будет подтвердить легальность ввезенного товара и приобретение его напрямую от производителя, а также проверить перечень товара, разрешенного для продажи в России по параллельному импорту.
Подключай Мокка и продавай больше
Ошибка №7 «Особенности доставки»
В процессе покупки товара через интернет услуги его доставки оговариваются отдельно. Некоторые компании добавляют стоимость доставки в общую стоимость товара, другие требуют ее отдельной оплаты. Отсутствие доставки уже является нарушением. Потребителю должны быть предложены несколько вариантов доставки, из которых он выберет наиболее подходящий.
Если этого не сделать, могут появиться спорные моменты. Не стоит забывать, что договор купли-продажи является полностью исполненным не в момент, когда оплаченный товар был отправлен, а когда его получит покупатель.
Даже с учетом всех перечисленных нюансов нужно помнить, что потребитель вправе вернуть приобретенный товар в течение недели после его получения, просто потому, что передумал. И это будет абсолютно законно.
Заключение
Необходимо периодически сверять собственную коммерческую деятельность с существующим законодательством, для чего неплохо всегда иметь под рукой перечень действующих законодательных актов, регламентирующих правила дистанционной торговли. Возможные конфликты с недовольными покупателями, внеплановые проверки надзорных органов не будут полезны для развития существующего бизнеса.
Мокка позволяет совершать покупки в любимых магазинах с оплатой частями по удобному графику, без первоначального взноса за покупку. У Мокка более 7500 магазинов партнеров, среди них: Lamoda, Детский мир, Ozon, Wildberries, 585, М.Видео и другие. Мокка — это более 15 млн клиентов, и их количество постоянно растет.
Преимущества Мокка для партнеров: увеличение среднего чека в 2-3 раза; рост конверсии в продажи на 25%; сокращение количества брошенных корзин. За дополнительной информацией и подключением к сервису переходите в раздел для партнеров!